Тверские памятные даты на 2001 год

_Т_R_Е-,-Р_С_КН_Е_П_"_М_Я_'Г_"_Ь_IЕ---,-,Д_"'Г_Ь_I ---_________ ~ 2001 учащихся: "Свадьба Фигаро", "Евгений Онегин". Когда Римский­ Корсаков написал оперу "Кащей Бессмертный" ("Осенняя сказоч­ ка"), Климов разучил это новое произведение под руководством самого композитора. В апреле 1907 г. на первом исполнении опе­ ры в консерватории он продирижировал спектакль с таким успехом, что ему предложили занять место дирижера в Мариинском театре. Он отказался от лестного предложения, заявив: "Мне надо еще усовершенствоваться как оперному дирижеру". Весной 1908 г. Михаил Георгиевич с Большой серебряной ме­ далью окончил консерваторию. 12 сентября художественный совет консерватории избрал его преподавателем обязательных музыкаль­ но-теоретических дисциплин и помощником профессора в оперном классе. Чтобы получить звание прОфессора, требовался десятилет­ ний стаж. Климова единогласно избрали профессором задолго до истечения установленного срока. Он преподавал сольфеджио и гар­ монию, полифонию и энциклопедию (старое название учения о фор­ мах). Одновременно Михаил Георгиевич продолжал работать на прежней должности в придворной певческой капелле. J\ишь в мае 1913 г. его назначили старшим учителем пения капеллы, как тогда назывались дирижеры хора. В начале 1917 г. он занял пост главно­ го дирижера капеллы. Климов много требовал от своих хористов. Его не удовлетво­ ряло даже блестящее по форме, но сухое исполнение. Он доби­ вался одухотворенности. Однако голоса артистов берег. На репе­ тиции пели в облегченной, более низкой тональности. Дирижиро­ вал без палочки. Пластику и выразительность его рук сравнивали с техникой самых выдающихся дирижеров мира. Римский-Кор­ саков писал: "Хор под управлением М.Г. Климова по-всегдашне­ му щеголял красотой звука и гибкостью исполнения. J\енинград может по праву гордиться этим чудесным "живым органом", и в Западной Европе не много найдется ему равных" (J\енинградская правда, 1994, 10 окт.). В 1928 г. хор под руководством М.Г. Климова совершил турне по городам Европы: Кенигсбергу, Uюриху, Риму, Милану, Турину и др. Во всех городах, где были концерты, пресса восторженно отзы­ валась о хоре. Газета "Восточная Швейцария" писала: "Русский государственный хор показал высшую хоровую культуру ... Кли­ мов указал хору его новые задачи. Раньше это был придворный 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1