Тверские памятные даты на 2009 год

ведь русское позднее барокко, достигшее в творчестве Растрелли и Чевакинского своего наивысшего расцвета, уступало место классическому направлению, зарож­ давшемуся в архитектуре 1760-1770-е гг. Пришло время их учеников. В «Записках Екатерины 11», оставленных императрицей в назидание потомкам, есть более чем скромный и с долей иронии отзыв об одной из работ зодчего. Она пишет: «Снаружи этот дом большой сам по себе, походит своими украшениями на манжеты из алансонского кружева, так много было на нём резьбы». Речь идёт об одном из частных заказов, исполненным Чевакинским для фаворита Елизаветы Петровны графа И. И. Шувалова, камергера и куратора Московского университета. Дворец, возведённый в первой riоловине пятидесятых годов, принесёт Савве Ива­ новичу среди современников большую известность и репутацию очень талантливого архитектора. Осуждать императрицу за её оценку художественных достоинств одной из лучших работ признанного мастера барокко не стоит. Годы её правления станут порой расцвета раннего классицизма в отечественной архитектуре. Архитектор успешно занимается частной практикоЙ. По просьбе П. Б. Шереметева возобновляет строительство его загородного дворца. Для своего непосредственного начальни­ ка, князя М . М. Голицына, возводит особняк в Москве и ведёт отделку внутренних интерьеров его дома в Петербурге. Выполнение частных заказов хоть и отвлекало от основной работы по Адмиралтейству, но давало материальную обеспеченность, творческую независимость и право на эксперимент. Последняя масштабная работа петербургского периода творчества Чевакин­ ского - проектирование складских помещений, предназначенных для хранения и сушки корабельного леса на острове Новая Голландия, расположенном в городской черте столицы. На составление и доработку проекта ушло полтора года. Он был грандиозным по авторскому замыслу: длина фасадов складов составляла около 260 метров. Зодчий, успешно разработав планировку и архитектуру зданий, предложил и новый способ хранения дубового леса, заготавливаемого для постройки кораблей русского флота. Таким образом, он выступил не только в роли архитектора, но и как технолог-новатор. По распоряжению императрицы к работе над проектом фасадов Новой Голландии Адмиралтейств-коллегия привлекает французского архитектора Валлен-Деламота. На общем фоне развития отечественной архитектуры во второй половине XVIII в. в сторону классицизма это представляется вполне закономерным. На смену старым мастерам периода барокко выдвигается новое поколение русских зодчих: В. Баженов, И. Старов, М. Казаков, Н. Львов, Д. Кокоринов, приглашаются крупные иностранные мастера, среди которых был и Валлен-Деламот. Прослуживший почти четыре десятилетия по Морскому ведомству, главный архитектор Адмиралтейской коллегии был оскорблён. Профессиональному само­ любию пятидесятичетырёхлетнего, ещё полного творческих замыслов и сил зодчего был нанесён серьёзный удар. Последней известной работой зодчего было «устрой­ ство паркета в новом Зимнем дворце, выстроенном обер-архитектором графом Растрелли. Комиссия строений поручила это дело самому графу, но он представил "О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1