Тверские памятные даты на 2009 год

предпринимательскую деятельность. У злостных должников, людей, не выполняющих обязательства по каким-либо сделкам, имущество подлежало конфискации. Деньги, вырученные от его продажи, поступали на уплату долгов. Несомненно, некоторая часть людей разорялась, но государству и тем частным лицам, кто давал деньги в долг, обеспечивались определенные гарантии. Это способствовало развитию правовых отношений в стране, без чего невозможно было поступательное развитие экономики. Просвещение подданных стало еще одной важнейшей задачей императрицы. Оно осуществлялась различными методами. Созданная императрицей система про­ свещения преследовала не только цель обучения грамотности, но, призвана была знакомить учащихся с основами жизни общества в том его идеальном состоянии, как виделось оно Екатерине еще в начале правления. В процессе обучения и на экзаменах дети читали и переписывали статьи «Наказа» Екатерины депутатам Уложенной комиссии, а позднее страницы из брошюры под названием «Книга О должностях человека и гражданина». Так они постигали, вольно или невольно, азы устройства общества, основанного на принципах, отличных от реально существо­ вавших. В школах запрещались любые телесные наказания, даже драть учеников за волосы не позволялось, уже одно это способствовало формированию «новой породы людей». Екатерина была противницей крепостного права, но отменить его не решилась, зная, что помещики не желают терять крестьян. Однако императрица пыталась бо­ роться с крайностями крепостничества. Знаменитую Салтычиху и еще нескольких наиболее жестоких помещиков судили. Наказание Дарьи Николаевны Салтыковой было публичным и носило показательный характер: в 1768 г. на Красной площади ее приковали к столбу, на шее висела бумага с надписью: «Мучительница И душе­ губица». После публичной казни Салтычиху заточили в специально приготовленную подземную тюрьму. Екатерина, как и всякий человек, испытывала естественную потребность любить и быть любимой, но была не очень счастлива в личной жизни. Ее муж Карл Фридрих (Петр 111) был влюблен в одну из придворных дам. Григорий Орлов, отец второго сына Екатерины, стал со временем тяготить ее своими претензиями на роль официального супруга, в то время как окружение императрицы не желало даже слышать о заключении их брака. Блистательный и талантливый Потемкин, пользуясь положением фаворита, был подчас излишне настойчив в решении государственных дел в желаемом для него ключе, капризен, ревнив, вспыльчив. ПРИдВорные выражали неудовольствие их отношениями, Потемкина пришлось отправить на юг страны, где реШались важнейшие государственные дела. Снова личная жизнь была принесена в жертву славе, величию, долгу. Другие фавориты не занимали так много места в ее сердце и так много времени и внимания в ее жизни. Её отношения с сыном Павлом были сложными: она относилась к нему с иронией, по-матерински предупреждала об опасностях излишней прямолиней­ ности характера. Она хотела завещать трон внуку Александру, но за этим стояло не желание наказать или обидеть сына, а стремление предотвратить возникновение 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1