Тверские памятные даты на 2009 год

После смерти мужа Мария Алексеевна, вдова с двумя малолетними детьми, чтобы прокормить семью, «ходила по знакомым домам шить, помогать по хозяйству, читать псалтырь по покоЙникам». В Твери жила дворянская семья Львовых. Николай Петрович Львов, в прошлом сослуживец Андрея Прохоровича Крылова, занимал пост председателем Губерн­ ской уголовной палаты. Ванюшу Крылова отдали «по бедности» в этот дом, где он одновременно прислуживал хозяевам и их гостям и проходил курс наук вместе с детьми этого семейства. Для обучения детей Львовы приглашали опытных учи­ телей, и вскоре юный Крылов, одарённый от природы большими способностями к наукам и искусствам, заметно обогнал своих богатых сверстников: основательно усвоил русский и французский языки и проявил настоящую страсть к арифметике. Ваня Крылов, сын бедных родителей, рано познакомился с жизнью простого народа. Все улицы и закоулки старой Твери были ему хорошо известны. Любозна­ тельный, живой и бойкий, он всюду имел приятелей и друзей. Крылов любил посещать народные сборища, ярмарки, мог часами простаивать на берегу Волги, вслушиваясь в речь словоохотливых прачек, стиравших и полоскавших бельё. Мет­ кий, образный, сочный язык басен Крылова, бесспорно, имеет тверские истоки. А. К. Жизневский, основатель музейного и архивного дела в Тверской губернии, утверждал, что «слова: "курятник", "насесток", "кто в лес, кто по дрова", "по мне, хоть пей, да дело разумей" ... Волк говорит с Ягнёнком тверским говорком: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом мутить питьё моё?" ... "Досуг мне разбирать вины твои, щенок!" - это по-тверски». Однажды на рынке Крылов увидел старика итальянца, который зарабатывал себе на хлеб игрой на скрипке. В Россию его привёз богатый вельможа для домашних концертов и обучения музыке детей. Вельможа давно умер, дети его выучились, и синьор Луиджи оказался на улице. Они познакомились, и старый скрипач стал учить Ванюшу игре на скрипке. Обладая тонким музыкальным слухом, Крылов легко и быстро выучил все пьесы, которые составляли репертуар итальянца. Во времена Крылова музицирование было широко распространено в образованных дворянских семьях. На скрипке играли Федор Волков - основоположник русского театра, писатель-сатирик Фонвизин, поэт Державин. Однако даже в этой плеяде замечатель­ ных людей России не было скрипача, равного Крылову по мастерству игры. Много лет спустя Крылов в Петербурге виртуозно играл на скрипке в концертах в Певческой школе. Любовь к музыке, пению, исполнительскому искусству ярко отразилась в его басенном творчестве. Вспомните знаменитые басни: «Квартет», «Музыканты», «Скворец», «Ворона И Лисица», «Кукушка И Петух». Читая эти басни, понимаешь, что написать их мог только такой человек, который ПРОфессионально разбирается в во­ просах музыки и исполнительского искусства. Авторы книги «Тверь и тверитяне» (2005) Б. Ершов и В. Финкельштейн пишут, что в те годы (1775- 1782), когда семья Крыловых жила в Твери, в местном театре шли пьесы М . И . Верёвкина (1732- 1795). Среди них весьма интересна «На нашей улице праздник», в которой повествуется о событиях, происходивших «под самым 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1