Тверские памятные даты на 2009 год

городом Тверью». Герои пьесы - местные жители преисполнены гордостью за родную «Цверь» И даже ставят её в один ряд со столичными городами - Москвой и Петербургом. Исследователи крыловского наследия считают, что эти спектакли побудили юного автора к созданию комической оперы в стихах «Кофейница» (1784). Однако эту пьесу Крылову при жизни не удалось поставить на сцене, и впервые она была опубликована только после смерт.и автора, через 85 лет после создания. Общеизвестно, что в историю русской литературы Крылов вошёл как великий баснописец, но басенному творчеству предшествовала его деятельность как дра­ матурга. Перу Крылова принадлежат трагедии «Клеопатра» И «Филомела», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Модная лавка», «Урок дочкам». Не­ мало потрудился он как журналист и издатель журналов «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Богатейший литературный опыт, несомненно, благотворно отразился в его басенном творчестве. В. Г. Белинский справедливо отмечал, что «басни Крылова - не просто басни: это повесть, комедия, юмористи­ ческий очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня. Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно за­ кончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». В 1806 г. в журнале «Московский зритель» он опубликовал первые басни «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик И трое Молодых». Всего же Крылов написал более 200 басен, которые хронологически объединил в 9 книг. Лучшей он считал басню «Осёл и Соловей». В ней в образе Осла представлен бездарный, самодовольный, невежественный критик, выступающий в роли знатока и ценителя певческого искусства. В русской литературе, щедрой на поэтические таланты, ни одному из наших стихотворцев не удавалось средствами русской звукописи передать переливы со­ ловьиного пения так мастерски, как Ивану Андреевичу: Тут Соловей являть своё искусство стал: 3ащёлкал, засвистал на тысячу ладов, Тянул, переливался; то нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Наибольший успех имели его патриотические басни, посвящённые Отечествен­ ной войне 1812 года. Из них современный читатель может узнать обо всех этапах вооружённой борьбы нашего народа с нашествием Наполеона: «Роща и Огонь», «Кот И Повар», «Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот». «Басни Крылова, - пишет литературовед Н. Л. Степанов, - читали в петербургских гостиных и крестьянских избах, купеческие сидельцы и солдаты в армии». Они от­ вечали чаяниям широких народных масс, способствовали сплочению патриотических сил для отпора завоевателям. Особо следует сказать, что басни Крылова были мощным идеологическим оружием в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), помогали нашему народу '23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1