Тверские памятные даты на 2009 год
Широкий ассортимент посуды и ее высокое качество позволили Ауэрбаху уже в конце 1810-х годов организовать выпуск не только рядовых, но и дворцовых столовых сервизов, наибольшую известность из которых получили Тверской, Павловский и Придворный сервизы. На протяжении всей первой половины XIX века продукция Тверской фабрики Д. Я. Ауэрбаха отмечалась наградами Всероссийских мануфактурных выставок. Из делия этого периода, как памятники искусства русского художественного фаянса XIX века, входят в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного музея керамики и Исторического музея в Москве. В середине XlX века резко изменились условия реализации продукции из-за отмены таможенных тарифов и расширения рынка фаянсовой посуды. Владельцы предприятия попали в полосу тяжелого кризиса. Не выдержав конкуренции с иностранными и новыми российскими заводами, Ауэрбахи продали фаянсовую фабрику в селе Кузнецово представителю новой формации русского капитала М. С. Кузнецову, который в этот период начал формирование своей фарфоро-фаян совой империи. Кузнецовская фирма, используя удобное географическое положение пред приятия на Волге, большие запасы топлива, особенно торфа, и широкую известность фаянса Ауэрбаха, что обеспечивало надежность сбыта продукции, начинает быстрое расширение производства. Продолжая выпуск фаянса, Кузнецовская фирма орга низует производство фарфора и маЙолики. Последнее десятилетие XIX века было периодом бурного взлета кузнецовской фабрики. Лучшие образцы продукции, и особенно майолики, в которой ярко проявил себя выдающийся скульптор-керамист Н. В. Анненский, демонстрировались на крупнейших российских и международных выставках, принося «Товариществу М. С. Кузнецова» высокие награды и междуна родное признание. Это позволило получить выход на внешний рынок. По Волге через Каспий «восточный» ассортимент Тверской фарфОРО-фаянсовой фабрики пошел в Среднюю Азию, Персию, Турцию, Афганистан, на Ближний Восток и даже в Западный Китай. При этом русские мастеровые так умело использовали нацио нальные мотивы для декорирования восточной посуды, что китайцы в Западном Китае считали кузнецовскую посуду «более китайской, чем посуду собственного китайского производства». На Всемирной выставке 1900 года в Париже главным экспонатом «Товари щества М. С. Кузнецова» был огромный фаянсово-эмалевый иконостас, которые серийно выпускались на Тверской фабрике. Это было выдающееся произведение русского промышленного искусства конца XIX - начала хх века, выполненное по чертежам известного русского архитектора В. А. Косякова, руками, умом и сердцем мастеровых из села Кузнецово. «Товарищество» получило высшую награду выстав ки - диплом «Гран При». Широкие технологические возможности, большой производственный опыт, талант мастеровых, технологов и скульпторов обеспечивали хозяевам предприятия выпуск разнообразной продукции. '45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1