Тверские памятные даты на 2009 год

Широкий ассортимент посуды и ее высокое качество позволили Ауэрбаху уже в конце 1810-х годов организовать выпуск не только рядовых, но и дворцовых столовых сервизов, наибольшую известность из которых получили Тверской, Павловский и Придворный сервизы. На протяжении всей первой половины XIX века продукция Тверской фабрики Д. Я. Ауэрбаха отмечалась наградами Всероссийских мануфактурных выставок. Из­ делия этого периода, как памятники искусства русского художественного фаянса XIX века, входят в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного музея керамики и Исторического музея в Москве. В середине XlX века резко изменились условия реализации продукции из-за отмены таможенных тарифов и расширения рынка фаянсовой посуды. Владельцы предприятия попали в полосу тяжелого кризиса. Не выдержав конкуренции с иностранными и новыми российскими заводами, Ауэрбахи продали фаянсовую фабрику в селе Кузнецово представителю новой формации русского капитала М. С. Кузнецову, который в этот период начал формирование своей фарфоро-фаян­ совой империи. Кузнецовская фирма, используя удобное географическое положение пред­ приятия на Волге, большие запасы топлива, особенно торфа, и широкую известность фаянса Ауэрбаха, что обеспечивало надежность сбыта продукции, начинает быстрое расширение производства. Продолжая выпуск фаянса, Кузнецовская фирма орга­ низует производство фарфора и маЙолики. Последнее десятилетие XIX века было периодом бурного взлета кузнецовской фабрики. Лучшие образцы продукции, и особенно майолики, в которой ярко проявил себя выдающийся скульптор-керамист Н. В. Анненский, демонстрировались на крупнейших российских и международных выставках, принося «Товариществу М. С. Кузнецова» высокие награды и междуна­ родное признание. Это позволило получить выход на внешний рынок. По Волге через Каспий «восточный» ассортимент Тверской фарфОРО-фаянсовой фабрики пошел в Среднюю Азию, Персию, Турцию, Афганистан, на Ближний Восток и даже в Западный Китай. При этом русские мастеровые так умело использовали нацио­ нальные мотивы для декорирования восточной посуды, что китайцы в Западном Китае считали кузнецовскую посуду «более китайской, чем посуду собственного китайского производства». На Всемирной выставке 1900 года в Париже главным экспонатом «Товари­ щества М. С. Кузнецова» был огромный фаянсово-эмалевый иконостас, которые серийно выпускались на Тверской фабрике. Это было выдающееся произведение русского промышленного искусства конца XIX - начала хх века, выполненное по чертежам известного русского архитектора В. А. Косякова, руками, умом и сердцем мастеровых из села Кузнецово. «Товарищество» получило высшую награду выстав­ ки - диплом «Гран При». Широкие технологические возможности, большой производственный опыт, талант мастеровых, технологов и скульпторов обеспечивали хозяевам предприятия выпуск разнообразной продукции. '45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1