Тверские памятные даты на 2009 год

Паоохоа,.,ое оВшество "Самоnёт)) 155 пет со аня ОТКDЫТnЯ авnженnя парохоаов 06шества по Воnге (1854) Акционерное общество «Самолёт» было создано в 1853 г. с целью обеспечения дешевого napoxoAHOrO сообщения между Рыбинском, Тверью и Ярославлем. Оно стало третьей по счету акционерной компанией, организовавшей napoxoAHoe движе­ ние по Волге (ранее возникли общества «По Волге» в 1843 и «Меркурий» в 1849 гг.). Созданное общество должно было обеспечить движение пассажиров и грузов в мелководном верхнем бассейне Волги, где продвижение крупных судов крайне за­ труднено. Правление общества располагалось в г. Петебурге, но контора находилась в Твери. Это было обусловлено рядом обстоятельств: Тверь - ближайший к Москве и Петербургу волжский город; здесь начинался один из важнейших участков еще не потерявшей своего значения Вышневолоцкой водной системы; имелись большие и достаточно благоустроенные по меркам того времени пристани. В городе жили опытные лоцманы и умельцы по ремонту судов, и была железнодорожная станция Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург в 1851 г. Основателями общества «Самолёт» стали отставной капитан Российского флота Владимир Александрович фон Глазенап и титулярный советник Максимилиан Густавович Бехагаль фон Адлерскрон. Основной капитал общества на момент его создания составлял 250 тыс. рублей и был разделен на тысячу паев. Устав общества был утвержден 30 октября 1853 г. К этому времени в Бельгии на заводе Коккериль уже было заказано три небольших парохода-однопалубника мощностью по 50 но­ минальных сил. В начале 1854 г. napoxoAbl в разобранном виде были доставлены в Тверь и здесь приступили к их сборке. Пробное плавание прошло уже летом 1854 г. В 1855- 1857 гг. в Твери, в устье р. Тьмаки, построили искусственную гавань (затон) и мастерские для сборки и ремонта судов. Гавань представляла собой сложное гидротехническое сооружение, позволявшее поднимать уровень воды в реке на 2,9 метра, что было необходимо для заведения судов на стапеля и платформы, где осуществлялся их ремонт. В мастерских работали жители г. Твери, сначала в основ­ ном из числа проживавших в Затьмацкой городской части - ближайшей к гавани. В последующем мастерские комплектовались молодыми рабочими, подготовка и обучение которых осуществлялись при материальной поддержке тверского благо­ творительного общества «Доброхотной копейки». 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1