Тверские памятные даты на 2009 год

В предвоенные годы под его руководством и с применением его рационализатор­ ских предложений были сконструированы и построены несколько типов санитарных вагонов, пассажирские вагоны типа «М», «С», 25-метровый вагон, вагон-салоны, начаты работы по конструированию цельнометаллического вагона. Неоднократно премировался за свою работу. 13 октября 1941 г. Михаил Васильевич находился в эвакуации в г. Энгельсе и работал заместителем начальника цеха N!! 1 на заводе имени Урицкого. В феврале 1942 г. переехал в Саратов, где был начальником отделения цеха шлифовки, а с апреля 1942 г. - главным механиком 3-го Государственного шарикоподшипни­ кового завода. В декабре 1942 г. М. В. Кулаков организовал на заводе литейный цех и руководил им все военные годы. Литейный цех вывел завод из тяжёлого положения, обеспечив его полностью чугуном и бронзовым литьём как для про­ изводства, так и для ремонта. Из впервые набранных на завод людей он сумел создать сплочённый коллектив, который в исключительно трудных условиях са­ моотверженно работал, выполняя все производственные задания. М. В. Кулаков был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 ГГ.» (б июня 1945 г.). В феврале 1945 г. М. В. Кулаков вернулся к своим обязанностям главного конструктора Калининского вагоностроительного завода. Конструкторский отдел пришлось формировать заново. Со всей страны, в том числе и из армии, он собирал в отдел своих бывших конструкторов, а также выпускников вагоностроительного техникума; для людей, впервые пришедших в отдел, организовал техническую учёбу и сам вёл занятия во внерабочее время. В краткие сроки был создан жизне­ способный отдел, умевший выполнять сложные задачи. Отделом были разработаны проекты БО-тонного вагона, полувагона и проекты внутризаводских конструкций (крана, печей, цеха). Главным делом стало создание цельнометаллического вагона 23,б м длиной. В проекте вагона были предусмотрены многие новшества: двухосные тележки с двойным рессорным подвешиванием, приточная вентиляция, произво­ дительный котёл водяного отопления, электропневматический тормоз. Вагон стал революцией в вагоностроении. 14 марта 1951 г. М. В. Кулаков вместе с другими вагоностроителями был удостоен Сталинской премии 11 степени, звания «Почётный железнодорожник», награж:дён значком «Отличник Министерства транспортного машиностроения СССР». Во второй половине 1950-х гг. М. В. Кулаков работал над проектом по увели­ чению скорости подвижного состава, в том числе над производством новых типов тележек. За выполнение специальных заданий правительства был награж:дён двумя орденами Трудового Красного Знамени (20 апреля 195б, 21 декабря 1957 гг.). Главным увлечением М. В. Кулакова была его работа. Как пишет работавший с ним ветеран Тверского вагоностроительного завода В. Соколов: «Конструкторский отдел для него был всегда родным домом, в нём он дневал и ночевал. Всех, кто у него работал, он знал не только по именам и отчествам, но знал возможности каждого, его способности, характер, даже семейное положение. Со всеми был 206-------------------------------------------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1