Тверские памятные даты на 2009 год

Татья, .. а Аnексеев, .. а Устn, .. ова (1909-1999) 100 пет со lJ,.,Я DОJПJенnя Имя Татьяны Алексеевны Устиновой занимает достойное место среди вы­ дающихся представителей хореографического искусства - уроженцев Тверской земли. Она родилась в Твери и до конца своих дней поддерживала связь с родными местами. На протяжении 60 лет Татьяна Алексеевна была главным балетмейстером Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого, а начиналось всё на «Пролетарке». Так стал называться в 1917 году огромный по­ сёлок, где жили рабочие с фабрик Саввы и Варвары Морозовых. Её родители были из крестьянской семьи, но уже с детских лет стали работать на фабрике. В семье родилось 13 детей, но выжило только семеро. Своей первой учительницей она считает маму, Любовь Михайловну: «Это она пробудила во мне любовь к русскому народному танцу. Это мама показывала мне, как ногами дробь бить, кружиться, где и как платочком взмахнуть, руки поменять, пройти по кругу подбоченясь ...». С детских лет ярко проявилась и другая грань таланта Татьяны Алексеевны - стремление к постановочной работе. В семьях, ко­ торым помогала по хозяйству Любовь Михайловна, часто устраивались различные представления и концерты. «Я помогала создавать представления, участвуя в них как исполнительница, - писала Татьяна Алексеевна в своей биографии. - Я была создателем и режиссёром этих спектаклей. Я сочиняла какие-то танцы, импрови­ зировала на ходу и лихо отплясывала русскую пляску». Жизнь шла своим чередом . Все тяготы послереволюционного периода и Гражданской войны одинаково ложились на плечи взрослых и детей. По комсо­ мольской путёвке Татьяна Алексеевна уехала на торфоразработки. Она была про­ стой рабочей, но в свободное время организовывала досуг молодёжи, устраивала вечера-посиделки с песнями и танцами. На работу приезжала молодёжь со всех областей России: были здесь куряне, рязанцы, владимирцы, новгородцы, туляки. Их танцы отражали специфичность культуры данных областей. Татьяна Алексеевна назвала этот период огромной школой познания народного искусства. 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1