Тверские памятные даты на 2009 год

(Осташковский, Торопецкий), что позволяет сделать однозначные выводы о характере их коллекций. Но уже в 1920-1930-е гг. часть наиболее ценных и интересных экспона­ тов быда вывезена в губернский (областной) и столичные музеи. Например, в 1924 г. «представителем Губмузея» из Осташковского музея было изъято 70 экспонатов, из них «картин разного размера и вида - 36». Часть художественных материалов передается в Калининскую областную картинную галерею, созданную в 1937 г. (из Старицкого музея - 35 экспонатов живописи, графики и декоративно-прикладного искусств). После таких изъятий музеи получили названия музеев местного края, потом краеведческих. Изменению профиля музеев способствовала и политика совет­ ской власти, превращавшая районные и областные музеи из хранилищ уникальных культурных ценностей в идеологические культурно-просветительские учреждения. Проблемой созданных в первые годы советской власти музеев было получение специального здания или помещения. Так, Торопецкий музей за первые семь лет существования сменил семь помещений. Весьегонский музей закрывали дважды: в 1939 г. из-за переноса города в связи со строительством Рыбинского водохранили­ ща, в 1954 г. музейное здание передали начальной школе. При переездах серьезно страдали музейные собрания. Например, в Весьегонске часть музейных предметов закопали в землю, а часть просто уничтожили. К началу первого восстановления в 1945 г. Весьегонский музей сохранил только треть былой коллекции. Серьезным испытанием стали для музеев годы Великой Отечественной войны. Погибли при обстрелах и бомбежках, уничтожены и разграблены оккупан­ тами, растащены местными жителями фонды Бельского, Старицкого, Торопецкого музеев. Эвакуированные экспонаты Осташковского музея вернулись из эвакуации не полностью. Поспешно определенные по данным 1942-1946 гг. утраты составили по Старицкому музею - около 10 тыс. экспонатов на сумму 1014732 руб., по Торо­ пецкому музею - 500000 руб., по Осташковскому музею - 1076000 руб. После войны - в 1946 г. - в Торопце, в 1947 г. - в Осташкове, в 1960-е гг. - в Белом, в ВеСЬ8гонске дважды - в 1945 и 1967 гг. - музеи были восстановлены. Где-то они были районными, где-то работали на общественных началах. В 1960-1970-е гг. в районах области прошла волна создания музеев, рабо­ тающих на общественных началах, или, как тогда говорили , общественных, или народных музеев. 40 лет назад, в 1969 г., в Доме культуры деревни Ворошилово Пеновского района был открыт музей, где экспонировались предметы крестьян­ ского быта и материалы по истории края. Создателем музея был талантливый человек, фольклорист, собиратель И . И. Смирнов. 30 лет назад, в 1979 г., в г. Ко­ накове энтузиастами, которых возглавил В. Д. Трубин , также открыт общественный музей местной истории. В 1977-1978, 1981 гг. перечисленные музеи стали филиалами большого му­ зейного объединения, которое в наши дни называется Тверским государственным объединенным музеем. Во всех этих филиалах были налажены учет и хранение музейных предметов и коллекций, созданы новые экспозиции на современном на момент создания уровне. И хотя все музеи-юбиляры называются краеведческими, их экспозиции не смотрятся одинаково, они отражают прежде всего особенности края. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1