Тверские памятные даты на 2009 год

консерватории. Работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, завучем и директором одной из ленинградских музыкальных школ. Затем воз­ главил музыкальный отдел Ленинградского горисполкома. 5 июля 1941 г. Всеволод Александрович ушел на фронт добровольцем народного ополчения, защищавшим подступы к Ленинграду. В конце сентября 1941 г. он заболел цингой и был уволен в запас. Вернувшись в Ленинград, вместе с семьей пережил все ужасы блокады. В голодном и холодном городе, постоянно находившемся под обстрелом, с тысячами умирающих людей, казалось, было не до музыки. Но Всеволод Алек­ сандрович, едва оправившись от болезни, занялся восстановлением деятельности музыкального училища и возглавил его. Это был подвиг настоящего гражданина и патриота, тем более удивительно, что по натуре В. А. Коллар был человеком мягким, тихим и скромным, по свидетельству близких ему людей. Чрезвычайные обстоя­ тельства военного времени обнаружили в нем высокие человеческие качества - и самоотверженность, и верность своему делу, и великую силу духа, и организатор­ ский талант. Благодаря всему этому его направили открывать консерваторию сначала в Алма-Ате (1945), а затем на должность проректора в г. Горький (1947). В Горьком как, впрочем, и в Алма-Ате, он не только исполнял административ­ ные обязанности, но и вел музыкально-теоретические дисциплины. Ежегодно ездил со студентами в фольклорные экспедиции, во время которых собрал свыше 1000 народных песен (как тут не вспомнить земляка-ржевитянина Т. И. Филиппова - тоже известного собирателя фольклора, издавшего сборник русских народных песен совместно с Н. А. Римским-Корсаковым!). Когда в 1951 г. в Горьком было организовано Верхневолжское отделение Союза композиторов СССР, Коллар стал одним из первых членов этой творческой органи­ зации и впоследствии неоднократно избирался ее ответственным секретарем. Интересные штрихи к ПРОфессиональному облику Всеволода Александровича Коллара содержатся в статьях Н. М. Благовидовой - его ближайшей соратницы по Горьковской консерватории родом из Вышнего Волочка Тверской области. Упоминая консерваторские годы учебы, она пишет о благотворном влиянии на формирование музыкантского облика Коллара его учителя Б. В. Асафьева; о встречах с А. К. Глазу­ новым, знаменитым драматическим тенором И. В. Ершовым, блестящим педагогом­ пианистом Л. В. Николаевым. Из преподаваемых им предметов Всеволод Александрович отдавал предпочте­ ние народному музыкальному творчеству. В ежегодных фольклорных экспедициях он стремился дать своим ученикам не только ПРОфессиональные знания, но и привить любовь к родному краю. Большой интерес музыковед Коллар проявлял к городскому фольклору, особенно к песням рабочих Сормовского р-на г. Горького. В результате в трех номерах журнала «Советская музыка» за 1949 г. были опубликованы его «Очерки музыкального быта Сормова». В Горьком, где В. А. Коллар прожил до 1979 г., т. е. до последних дней своей жизни, он был известен как интересный и серьезный краевед и музыкальный пу­ блицист - автор многочисленных музыковедческих работ, газетных и журнальных 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1