Тверские памятные даты на 2011 год
Не менее известен Коровин и как театральный художник Поиски зрелищности, синтеза сценических средств, созвучия музыки и живописи выдвинули художни ка в число основоположников новой русской театральной культуры. Произведе ния Коровина, наряду с работами других выдающихся театральных декораторов, способствовали мировой славе русского театра в начале Х:Х века. Деятельность Коровина как театрального декоратора началась в 1884 году, когда художник познакомился с Саввой Ивановичем Мамонтовым и вошел в его кру жок К сожалению, почти не сохранилось эскизов декораций художника к поста новкам Частной оперы Мамонтова, но, по воспоминаниям очевидцев, благодаря Коровину на сцене появилась воздушность, пленэр. Сам художник так сформули ровал свои принципы создания театральных декораций: .Искание гармонии цве тов, колористические впечатления, краски и цвета - сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра ... Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора ... Его обязанность по отношению к исполнителю - это выделить меру последнего на фоне ЦBeтa~. В собрании Тверской областной картинной галереи хранится выполненный Коровиным в 1907 году эскиз-вариант театральной декорации к опере-балету НА Римского-Корсакова .Млада~ для неосуществленной постановки в Большом театре. Это набросок декорации к сцене видения главного героя оперы князя Яромира, в котором ему является царица Клеопатра. В этом небольшом эскизе, в этих живых, стремительных мазках мы различаем пышный, величественный дворец египетской царицы во всем великолепии, которым наделила его фантазия художника. Своими декорациями Коровин утверждал новые принципы художественного ансамбля спектакля. Он стремился к слиянию музыки и живописи, созданию целостного впечатления .• Ритм, движение музыкальной мысли рождают во мне ответную музыку кpaCOK~ - так сам художник описывал процесс работы над теа тральными декорациями. Смею предположить, что, если бы Коровин бьш композитором, он создал бы гениальные музыкальные произведения. Действительно, художник очень тонко чувствовал музыку, говорил с музыкантами на одном языке (вспомним хотя бы его крепкую и творчески насыщенную дружбу с Федором Ивановичем Шаляпи ным, в память о которой будущим поколениям остался ряд великолепных пор третов певца). Полагаю, эта внутренняя .музыкальность~ и определила огромный интерес самого художника к работе для оперы и балета и успех, которого он добился на этой стезе. Первый опыт решения музыкальной задачи живописными средствами в станко вой живописи Коровин приобретает в 1886 году, работая над картиной .Северная идиллия~. На картине три крестьянские девушки в народных одеждах слушают тихий наигрыш пастушка на свирели. Сюжета в этой работе нет, она принад лежит новому для того времени .бессюжетному~ направлению в живописи. Но в ритме мазков, в колорите, основанном на гармонии-контрасте красных и зеле ных тонов, мы угадываем простую незатейливую мелодию, которой поглощены персонажи картины. Отныне мотив музицирования, сопереживания музыке бу дет постоянно встречаться в полотнах Коровина . • Музыкальностм художественного дарования Коровина проявилась и в его не большой работе .Вечер~ (1917), хранящейся в Тверской областной картинной галерее. Здесь ритм ощущается во всем: лунный свет в окне, тени на стене, рису нок пола KOMHaТbI, складки платья, выполненные широки.ми мазками, .звучат~ как размеренное вступление; драпировка скатерти, переданная .заверченнымиt по ТВЕРСКИЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НА 2011 ГОД 1121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1