Тверские памятные даты на 2011 год

Не менее известен Коровин и как театральный художник Поиски зрелищности, синтеза сценических средств, созвучия музыки и живописи выдвинули художни­ ка в число основоположников новой русской театральной культуры. Произведе­ ния Коровина, наряду с работами других выдающихся театральных декораторов, способствовали мировой славе русского театра в начале Х:Х века. Деятельность Коровина как театрального декоратора началась в 1884 году, когда художник познакомился с Саввой Ивановичем Мамонтовым и вошел в его кру­ жок К сожалению, почти не сохранилось эскизов декораций художника к поста­ новкам Частной оперы Мамонтова, но, по воспоминаниям очевидцев, благодаря Коровину на сцене появилась воздушность, пленэр. Сам художник так сформули­ ровал свои принципы создания театральных декораций: .Искание гармонии цве­ тов, колористические впечатления, краски и цвета - сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра ... Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора ... Его обязанность по отношению к исполнителю - это выделить меру последнего на фоне ЦBeтa~. В собрании Тверской областной картинной галереи хранится выполненный Коровиным в 1907 году эскиз-вариант театральной декорации к опере-балету НА Римского-Корсакова .Млада~ для неосуществленной постановки в Большом театре. Это набросок декорации к сцене видения главного героя оперы князя Яромира, в котором ему является царица Клеопатра. В этом небольшом эскизе, в этих живых, стремительных мазках мы различаем пышный, величественный дворец египетской царицы во всем великолепии, которым наделила его фантазия художника. Своими декорациями Коровин утверждал новые принципы художественного ансамбля спектакля. Он стремился к слиянию музыки и живописи, созданию целостного впечатления .• Ритм, движение музыкальной мысли рождают во мне ответную музыку кpaCOK~ - так сам художник описывал процесс работы над теа­ тральными декорациями. Смею предположить, что, если бы Коровин бьш композитором, он создал бы гениальные музыкальные произведения. Действительно, художник очень тонко чувствовал музыку, говорил с музыкантами на одном языке (вспомним хотя бы его крепкую и творчески насыщенную дружбу с Федором Ивановичем Шаляпи­ ным, в память о которой будущим поколениям остался ряд великолепных пор­ третов певца). Полагаю, эта внутренняя .музыкальность~ и определила огромный интерес самого художника к работе для оперы и балета и успех, которого он добился на этой стезе. Первый опыт решения музыкальной задачи живописными средствами в станко­ вой живописи Коровин приобретает в 1886 году, работая над картиной .Северная идиллия~. На картине три крестьянские девушки в народных одеждах слушают тихий наигрыш пастушка на свирели. Сюжета в этой работе нет, она принад­ лежит новому для того времени .бессюжетному~ направлению в живописи. Но в ритме мазков, в колорите, основанном на гармонии-контрасте красных и зеле­ ных тонов, мы угадываем простую незатейливую мелодию, которой поглощены персонажи картины. Отныне мотив музицирования, сопереживания музыке бу­ дет постоянно встречаться в полотнах Коровина . • Музыкальностм художественного дарования Коровина проявилась и в его не­ большой работе .Вечер~ (1917), хранящейся в Тверской областной картинной галерее. Здесь ритм ощущается во всем: лунный свет в окне, тени на стене, рису­ нок пола KOMHaТbI, складки платья, выполненные широки.ми мазками, .звучат~ как размеренное вступление; драпировка скатерти, переданная .заверченнымиt по ТВЕРСКИЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НА 2011 ГОД 1121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1