Тверские памятные даты на 2011 год
вместе со своими единомышленниками храм во имя Святой 'ТРоицы, положив ший начало новой обители. Построенный монастырь стал называться по имени его основателя +Макариевым+, а по имени прежнего землевладельца - +Колязин ским+. Добрая слава о Калязинском монастыре быстро содействовала притоку в оби тель монахов и пожертвований, что укрепляло морально и материально ее устои. Удачно расположенный на торговом пути, MoHacтыIьь со временем превратился в крупную феодальную вотчину. для тверских купцов и путешественников - эта святая земля бьmа последним форпостом, куда заходили молиться наши предки перед отправкой в далекие края. Здесь в 1468 г. получил свое последнее благо словение тверской купец Афанасий Никитин. После присоединения в 1485 г. Тверского княжества к Москве часть тверской тер ритории, в которую входил Калязинский MoHacтыIь,' вошла в состав Дмитровско го уезда. В 1521 г. при князе Юрии Ивановиче (ум. 1536 г.), брате великого князя всея Руси Василия III (1505-1533 гг.) один из купцов г. Дмитрова, Михаил Ворон ков, решил на собственные средства построить в MoHacтыIеe каменный храм во имя Святой 'ТРоицы вместо обветшавшей деревянной церкви. Во время копания рва 26 мая 1521 г. бьmи обретены нетленными мощи основателя монастыIяя - прп. Макария Колязинского, при открытии которых произошло исцеление больных. В 1522 или 1523 г. митрополит Даниил (1522-1539 гг.) совершил канонизацию прп. Макария, причислив его к лику местночтимых святыI • . В 20-30-е гг. XVI сто летия бьmи созданы: статья об обретении мощей прп. Макария, Сказание о 90 чудесах и Служба на обретение мощей святого на великой вечерне. Общерусская канонизация подвижника произошла на Соборе 1547 г. Если в 20-е гг. Макарий Калязинский бьщ по сути, первым чудотворцем XVI в., то в 1547 r. его статус повысился. Среди 14 подвижников благочестия, причтенных к лику общерусских или местночтимых святых, калязинский подвижник получил осо бое признание и вместе с митрополитом Ионой, прп. Пафнутием Боровским и архиеп. Иоанном Новгородским бьm назван 'великим чудотворцем+. К Собору 1547 г. бьmи написаны Служба на день памяти Макария и Житие, вошед шее в Великие Минеи Четьи. На основе двух статей 20-х гг. XVI в. бьmа создана но вая редакция Сказания об обретении мощей святого с включением 16 рассказов о посмертных чудесах. В предисловии к этой новой статье .списатель+ назвал себя автором Жития Макария Калязинского. После Собора 1547 г. бьmа составлена Пространная редакция Жития Макария, в послесловии которой автор сообщил, что статья написана в 64 год со дня смерти святого по хранящимся в монасты ре +памятям+. Автором обеих редакций Жития является один человек, возможно, подвизавшийся в Калязинском монастыре инок другой обители. Кроме канонического текста в ряде рукописей XVI-XVII вв. обнаружено быто вание 6 списков Службы (из них один канон гласа 8) калязинскому чудотворцу другой редакции. В основе обеих редакций лежит один текст. Изменения, прежде всего, коснулись 9-й песни 1-го канона, в акростихе которой - .MPКJI+ - скрыто имя ее автора, известного гимнографа XVI столетия Маркелла Безбородоео, игу мена Хутынского монастыIя •. В середине XVI в. бьmо написано Проложное Житие преподобного Макария, по вествующее о создании Калязинской обители вблизи города Дмитрова и о за падном происхождении святого. Это Житие калязинского чудотворца имеет одну основу с Житием редакции святцев, где всего в нескольких строчках говорит ся о построении Макарием двух обителей св. 'ТРоицы близ Дмитрова и Кашина. Поскольку в актовом и летописном материале нет подтверждения данным о по- ТВЕРСКИЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НА 2011 ГОД 1127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1