Тверские памятные даты на 2011 год

стройке двух монастырей калязинским подвижником, создателями обеих редак­ ций могли быть иноки из других обителей. В стишном Прологе 60-х гг. XVI в. из Собрания ТИтова NQ239 находится еще одно краткое Житие калязинского чудотворца, написанное, возможно, в середине сто­ летия неизвестным книжником. Редакция Жития стишного Пролога создана на основе текста Минейной редакции Жития Макария Калязинскоro. Создание литературных произведений о калязинском подвижнике не ограниче­ но периодами его канонизации в 20-е и 40-е гг. XVI в. В 80-е гг. того же столетия бьши созданы новые памятники о святом: Слово похвальное и Молитва. Кроме того, Сказание о чудесах в 1584 или следующем году бьшо переработано ино­ ком Макарием, зашифровавшим свое имя в конце статьи в анаграмме. Наконец, в текст Пространной редакции Жития были внесены дополнения (о постничестве младенца по средам и пятницам и о возрасте святого), позволяющие говорить о вариантах памятника. Появление новых текстов о калязинском чудотворце и редактирование суще­ ствовавших произведений о нем связано, вероятно, с политической обстановкой в стране после смерти царя Ивана Грозного 18 марта 1584 r. Поводом же к созда­ нию статей послужило чудо, совершившееся 26 июня 1584 г. в обители святого. В XVII столетии появляются печатные издания Служб и Проложного Жития Ма­ кария Калязинского, с которых переписывались новые списки литературных памятников о святом. Кроме указанных проложных редакций в рукописи конца XVII в. из собрания РГИА (Ф. 834. Оп. 2. Д. 1296) мы находим еще два Проложных Жития, основанных на текстах Пространной редакции Жития Макария Калязин­ ского и Сокращенной редакции Сказания об обретении его мощей или статьи 20-х гг. XVI в. В XIX столетии бьша проведена стилистическая редакция агиогра­ фических памятников, посвященных калязинскому чудотворцу. Подобное обилие редакций литературных памятников о калязинском подвиж­ нике, несомненно, свидетельствует о его широком почитании на Руси. Подвиж­ ническая деятельность Макария Калязинского в Слове похвальном уподоблена духовному подвигу Сергия Радонежского. Калязинский чудотворец стал оли­ цетворением защитника отечества, что, вероятно, закрепилось после победы М. Скопина-Шуйского под Калязином 28 августа 1609 г. и нашло свое выражение в современных справочниках о святых. Память преподобного Макария празднуется всей Русской Церковью 17 марта и 26 мая (по ст. ст.), а в Калязине до революции отмечали еще и 16 ноября в день его тезоименитства, 18 сентября и 9 октября в дни перенесения мощей. День об­ ретения мощей преподобного в Калязинском монастыре, начиная с середины XIX в., праздновали особенно торжественно: ежегодно 26 мая после литургии со­ вершался крестный ход с обнесением мощей преподобного вокруг устроенного им 1}Jоицкого собора. В Клобукове MOHacтьrpe долгое время сохранялась деревянная келья, в которой жил прп. Макарий, перестроенная в 1904 г. на средства ВА. Лодыгина и возрож­ денная в наше время. На родине преподобного, в церкви Рождества Богородицы в его честь был устроен придел, где и по сей день покоятся гробницы его роди­ телей - Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены, почитаемых на кашин­ ской земле подвижников благочестия. Почитали прп. Макария Колязинского и в Твери: так в Тверской классической гимназии на средства дворян губернии бьша устроена церковь его имени. Г.с. Гадалова 1281 ТВЕРСКИЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НА 2011 ГОД

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1