Тверские памятные даты на 2011 год

хранившимся воспоминаниям и документам, выдающимся учителем~. По воспо­ минаниям учеников В.М. Жиронкина, художника, зав. бугафорским цехом ПОЗа г. Твери; АМ. Бородейко, историка, выпускника Тверского университета и многих других, лично знавших ГЯ. Ходакова (в 60-х годах хх века): * ... ОН жил в своей теме - донести до других свет знаний, просветить, открыть, разбудить! Это было так увлекательно - слушать его! Ему так много хотелось рассказать, у него была жажда общения, особенно с молодежью, энциклопедическая передача знаний ... Он бьm примером для нас. Он учил нас, как нужно работать со словом. Так, как он занимался, с нами никто никогда в школе не занимались ... Ведь он так (столько) много знал, чего нет в учебниках! .. Он бьm первым, кто знал о тверских местах пребывания Ас. Пушкина практически Bce!.. ~ В 1949 г. - в год 150-летия со дня рождения Ас. Пушкина - состоялась 2-я Пуш­ кинская экспедиция ГЯ. Ходакова в Берново и окрестности совместно с краеве­ дами Итомлинской средней школы. И вновь призыв: *Пушкинские места в Кали­ нинской области ... не должны быть забыты и оставлены без внимания ... ~. *Идея создания Пушкинского музея в Берново, идея Пушкинского заповедника стали для Георгия Ходакова целью и смыслом всей его жизни. Всю жизнь он про­ бивал эту идею через непроходимые заторы административных и партийных ра­ ботников. И никто его не поддерживал, никто ему не помогал. Вполне возможно, что он совершал и ошибки в своих поисках и построениях: сформировавшийся на революционной волне - на протяжении всей его жизни в нем сталкивались два противоборствующих начала: как политический пропагандист (известно его высказывание: *Я знамя оратора! ..+) и как пытливый, исключительно любозна­ тельный историк-исследователь ... Но не ошибается только тот, кто ничего не де­ лает. Ему не с кем бьmо посоветоваться, он везде шел ОДИН ... + (М.В. Строганов). С 1965 по 1978 гг. ГЯ. Ходаков жил в Твери (тогда Калинине), где обрел долго­ жданное семейное счастье, воспитывал двоих детей и продолжал заниматься научной, педагогической (организовал курсы по повышению образовательного уровня для поступающих в ВУЗы под названием *Союз трех муз - живопись, поэ­ зия, музыка» ) и общественной деятельностью, продолжая активно разрабатывать тему *Ас. Пушкин и Тверской краЙ~. В 1965 г. он бьm назначен Областным краеведческим музеем руководителем комплексной научно-краеведческой экспедиции по изучению и описанию мест Калининской области, связанных с жизнью и творчеством *Солнца русской по­ эзии~. Для Георгия Ходакова это бьm момент наивысшего расцвета и проявления его душевных, творческих и педагогических сил. В ходе экспедиции Ходаковым бьm выполнен огромный объем работ. По ее ито­ гам выдвинуго предложение о создании Пушкинского заповедника, написаны краеведческие статьи для *Калининской правды+ и *CMeHЫ~, в том числе в 1966 г. программная статья по увековечиванию памяти Ас. Пушкина *Заросла тропа+ (заповедник, музей, литературно-краеведческие чтения (конференции). Впервые им провозглашено: +Берново - второе Михайловское, второе Болдино •. В 1967 г. состоялась 4-я Пушкинская экспедиция ГЯ. Ходакова, в ходе которой бьmо выдвинуго предложение о создании музея (в помещении Берновской сель­ ской библиотеки) и заповедника. В 1968 г. принимается Решение Калининского облисполкома о создании историко-природного заказника и Пушкинского музея (от 3 июня за N2179). ГЯ. Ходаков встретил это решение перечнем конкретных действий по организации Пушкинского заповедника и музея. В последующие годы осуществились мечты исследователя: открыть! музеи Ас. Пушкина в Бернове и Торжке, ежегодно ор- 158 1 ТВЕРСКИЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НА 20 11 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1