Тверские памятные даты на 2011 год

Образованию научной школы предшествовала интенсивная педагогическая, ме­ тодическая, научная и организационная деятельность ее основателя. Георгий Исаевич Богин (23.12.1929-10.10.2001) - заслуженный деятель науки Российской Федерации (1999), доктор филологических наук (1985), профессор (1987), Почетный профессор Тверского государственного университета (1997). В 1951 r. с отличием окончил филологический факультет Ленинградского госу­ дарственного университета. До 1954 r. преподавал английский язык и логику в небольшой школе на станции Чарская (ныне г. Чарск, Казахстан). С 1958 г., по­ сле окончания аспирантуры в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, работал старшим преподавателем на кафедре английского языка Башкирского государственного университета (г. Уфа). В 1965 г., после защиты кандидатской диссертации по специальности *методика обучения~, перешел в Кокчетавский педагогический институт (Казахстан), где заведовал кафедрой ан­ глийского языка. С 1974 г. Георгий Исаевич работал в Калининском государственном универси­ тете на кафедре истории и грамматики английского языка (позднее - кафедра английской филологии). В 1985 r. защитил докторскую диссертацию *Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям TeKCТOB~ по специально­ сти *Общее языкознание~. Авторству г.и. Богина принадлежит более 250 работ по гуманитарным наукам. Комплекс научных идей г.и. Богина группировался вокруг разработанной им но­ ваторской поликомпонентной параметрической модели языковой личности. Им бьш выделен и описан в качестве самостоятельного новый предмет исследова­ ния - языковая личность, Т.е. *человек с точки зрения его готовности совершать речевые поступки, создавать и понимать тексты на родном или втором (нерод­ ном) языке~ (Богин, 1982). В 1980 г. вышла книга г.и. Богина *Современная лингводидактика~, в которой лингводидактика получает определение *Теории языка как развивающейся функ­ ции человеческой личности~. В качестве центрального понятия лингводидакти­ ки рассматривается понятие о человеке, *присваивающем~ язык и совершающем речевые поступки (Богин, 1980). Книга дала возможность отечественным фило­ логам и педагогам познакомиться с передовыми технологиями лингводидактики за рубежом, найти тонкую критику и осмысление с точки зрения задач, стоящих перед отечественным учителем словесности. Полученные научные результаты легли в основу формирования масштабной новаторской программы научного и педагогического поиска. Конечной целью такого поиска предполагалось построение гибкой и эффективной системы обу­ чения языку не только как сумме фонетических, лексических и грамматических правил, но и как обучение адекватным языковым формам деятельности в рамках культуры, в том числе в русле формирования у обучаемых ведущих профессио­ нальных готовностей. В 1990 r. по инициативе г.и. Богина и ГЛ щедровицкого (Москва) состоялась первая герменевтическая конференция. Под руководством г.и. Богина к 2000 г. в Твери прошли семь международных герменевтических конференций под общим названием « Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании». Продолжились они и после смерти ученого. Лингводидактика, разрабатываемая г.и. Богиным, ставила своей задачей обуче­ ние человека речевым поступкам. Невероятно творчески одаренный, Георгий Исаевич выделялся в университетской среде своим даром общения. Обладая за­ метными поэтическими способностями, он также бьш виртуозным интерпрета- ,70 I ТВЕРСКИЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НА 2011 ГОД

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1