Историко-литературные ценности из крестьянской избы
Историко-литературные ценности из крестьянской избы (Автографы на книгах, подаренных С. д. Дрожжину) До Великой Отечественной войны совсем молодой Дрожжинский литературно-мемориальный музей (его фонды и начальная экспозиция создавались с марта 1938 года), находящийся в трех минутах ходьбы от станции Завидово Октябрьской железной дороги, стал местом сосредоточения большого l<оличества рукописных, печатных, иллюстративных и иных материалов музейного значения. Они . принадлежали нашему талантливому земляку, крестьянскому поэту Спиридону Дмитриевичу Дрожжину (1848-1930), жившему в приволжской деревне Низовке . Городенской волости. Тверского уезда Тверской губернии, и поступили в основном от его родственников и по содержанию относились не только к нему, но и ко многим другим Qo деятелям культуры, главным образом его современникам . Очень большую историко-культурную ценность представляла домашняя ~ библиотека поэта, которая в 1938-1939; годах за три приема бьша доставлена в музей старшим внуком Дрожжина - Алексеем Васильевичем Новожиловым. ;;. Мне как научному сотруднику музея приходилось это книжное собрание О принимать, систематизировать, разносить по "тетрадям поступления" и готовить к инвентаризации. С изумлением в нем я насчитал свыше 420 изданий t\J (книг, брошюр, типографских оттисков), подаренных Дрожжину с автографами . Более внимательное ознакомление с надписями показала, что свыше 350 изданий было подарено лицами, непосредственно связанными с выпуском изданий в свет, причем не только авторами текста, но и переводчиками, составителями, редакторами, издателями. Остальные, в пределах 70-ти, автографированные издания ДрожжиН' получал от рядовых читателей - от лиц, не имевших отношения к появлению даримых изданий. Мне в этих подарках виделся чудесный, неповторимый кладезь документов, помогающих установлению роли Дрожжина в российском литературно-творческом процессе, пониманию места нашего земляка в культурной и общественной жизни страны. И мне захотелось это проследить поглУбже. В конце 1939 года с разрешения директора музея М. К. Рахлиной и согласия Завидовскогci РОНО (музеи. в то время находились в ведении Наркомпроса РСФСР) я начал снимать для себя - по согласованному списку в пределах · двадцати книг - текстовые копии избранных автографов и относящиес~ I( ним библиографические сведения. Незаметно увлекся так, что вышел зai пределы списка ... Однако эта работа продвигалась медленно: в план мqих дел по музею ее не включили, проводить ее приходилось в нерабо~ее время - после закрытия музея и в выходные дни. До 22 июня 1941 Г9да мне удалось заполнить карточки i 1 Тверская облаС1'наи библиотr!:а иft1СfШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1