Летопись краеведения. Вып. 2
12 мотна она, а с советами ее всегда счита юсь. Нутром понимает стихи. .. Спать легли рано: в девятом часу. Зато іи утром встали рано. Когда я проснулся, Дрожжины уже вдоволь наработались. На дорогу С. Д. дал мне можжевеловый посошек, и проводил далеко за деревню, приглашая бывать и впредь. Н. бласов-Окский. р. /I. р I. Первые попытки С. Д. Дрожжина пи сать стихи относятся к средине 60-х г. г. прошлого столетия. Но то. что было напи сано на первых порах, представляло собою довольно примитивное изображение чувств и дум молодого самоучки, незнакомого с техникой стихосложения, и к напечатанию не было пригодно. Да и не стремился сра зу же попасть в печать начинающий поэт. Он удовлетворялся тою аудиторией, которую составили некоторые хорошо относившиеся к нему коллеги-половые и несколько сту дентов-посетителей трактира, где в эго время служил Дрожжин. Этим людям читал молодой поэт украдкой от хозяина и от буфетчика свои писания; первые слуша тели Дрожжина были и первыми его кри тиками. Лишь спустя несколько лет, после того, как появилась некоторая уверенность в себе, Дрожжин решился послать несколько своих стихотворений в „Иллюстрированную Газе- ту “ , редактировавшуюся В. Зотовым Однако, стихи были признаны слабыми и напечата ны не были. Пришлось снова ждать и сно ва работать над собой. Только в 1873 году по рекомендации писателей, с которыми успел познакомиться Дрожжин, в декабрь ской книжке народного журнала „Грамо тей" было напечатано его первое стихот ворение „Песня про горе добра-молодца". С этих пор мржно считать начало литера турной деятельности поэта, так как с этих пор дрожжинские стихи стали регулярно появляться в разных изданиях Петербурга. Начав печататься, тем самым С. Д. Дрожжин предоставил свои произведения на суд литературной критики. Но прошло больше десятка лет, прежде чем критика заметила выступление поэта-самоучки. И это станет понятным, если мы вспомним, чем жила русская литература и все русское общество на протяжении 70-х и 80-х годов прошлого столетия, к каковому времени от носится начало литературной деятельности С. Д. Дрожжина. II. В преддверии 70-х г. г. появились два произведения, на много лет завладевшие . умами передового русского общества и под чинившие своему влиянию и художествен ную литературу и критику. Это — «Истори ческие письма» П. Л. Лаврова и „Что та кое прогресс? 14 Н. К. Михайловского. Идея долга народу, ясно формулирован ная Лавровым, уже ранее зарождалась в душе будущих деятелей 70-х г. г., но за рождалась она не как идея, а как резуль тат работы совести, как явление нравст венного порядка. Смутная и бессознатель ная вначале, она развилась и окрепла, за слонив все другие соображения и чувства и, в конце-концов, стала определять как поступки, так и направление литературной деятельности. Михайловский углубил и, если можно так выразиться, продвинул вперед идею долга народу. Полемизируя с Достоевским, он во склицает: «Мы поняли, что создание обще человеческой правды и общечеловеческих идеалов далось нам только благодаря веко вым страданиям народа»... И далее говорит: «Мы пришли к мысли, что мы — должники народа... Долг лежит на нашей совести и мы его отдать желаем» .. Уплата долга „кающимся 14 дворянством, по мысли Лавро ва, должна доставлять высокое наслажде ние плательщикам. Но Михайловский этим не удовольствовался и на плечи поколения 70-х годов возложил тяжелую ношу рас платы за прародительские грехи не только с „наслаждением", но ценою собственных лишений, собственного мученичества и ча сто ценою жизни. При таких настроениях было совер шенно естественным, что критика 70-х г.г. стала тенденциозной — публицистической критикой. Из художественных произведений ее восторженное отношение вызывали лишь те,, которые ставили и трактовали сделав шиеся популярными „проклятые вопросы". И не удивительно поэтому, что один из наиболее крупных писателей-народников —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1