Летопись краеведения. Вып. 2

13 Гл. Успенский — о задачах современной ему литературы говорил: «Большого художника с большим сердцем ожидает целое полчище народа, заболевшего новою светлою мыслью, народа немощного, изувеченного и двигаю щегося волей-неволей по новой дороге и, несомненно, к свету»... Большая литература 70 х г. г. группи ровалась вокруг «Отечественных Записок». Вот как рисует внимание русского общест ва к этому журналу в одной из своих ра бот известный критик И. Н. Игнатов: «Это был не только наиболее читаемый, наибо лее распространенный среди молодых чита телей журнал, — это было издание, возбуж давшее лихорадочный интерес, заставляв шее молодежь собираться вместе для про чтения новой книжки журнала потому, что ожидание очереди ка залось слишком томи тельным». («История Русской Литературы XIX в.,» изд. Мир, т. ІУ, стр. 60). Салтыков, Некра сов, Михайловский, Гл. Успенский, — вот стол пы, на которых дер жались „Отечествен ные Записки". А под- столпами стояли мень шего размера писа тели, получившие на звание писателей «на родников». Это — Нау мов, Засодимский.Зла- товратский и некото рые другие. Могла ли при всем этом критика, увле ченная общим боевым настроением передо вой русской литера- Спиридон Дмитриевич ДРОЖЖИН. туры, заметить только что робко выступив шего со своими стиха ми поэта-самоучку Дрожжина? Конечно, нет!.. Выходец из деревни благоговейно прислушивался к провозглашавшимся в ли тературе призывам, следил за возникавшей порою полемикой, не чувствуя за собою ни знаний, ни сил для того, чтобы сделать по пытку стать на ту или иную сторону. III. Только в 1881 году впервые в хронике петербургской газеты .Голос" (№ 108) на ходим мы упоминание о выступлении С. Д. Дрожжина с чтением своих стихотворений на вечере, устроенном 18 апреля „Пушкин ским литературным кружком". .Заслужен ные аплодисменты выпали на долю юного поэта г. Дрожжина, которого заставили повторить незатейливое, но не лишенное искренности стихотворение его «Родина», — говорит в заметке хроникер. К этому времени «Отечественные За писки» были закрыты, а в литературе и в русском обществе стремление к подвигу и самопожертвованию сменилось хандрой, забвением прежних идеалов, или, как го ворит Михайловский, — „забвением великих заветов прошлого и страшного суда буду щего". Началось время „хмурых людей “ , сумеречных настроений, бессильного том- ления бессильных на тур. В художествен ную литературу всту пили новые имена — Гаршин, Надсон. Вме сте с «Отечественны ми Записками» умер Некрасов. Многие пи сатели, ранее заслу- женностоявшие во гла ве художественной ли тературы, вынуждены были на время смолк нуть. И хотя в это время продолжали по являться крупные про изведения Толстого, Достоевского, Тургене ва, Островского и др., кризис в литературе и неизбежность выяв ления новых направ лений выступили со всею очевидностью. Происходившие из менения в настрое ниях русского обще ства, в художественной литературе и в кри тике ни в какой мере не повлияли на ход развития творчества С. Д. Дрожжина. Далекий от большой ли тературы и от активной гражданственности, он продолжал тихо петь свои стихи-песни, как лирик и созерцатель. Большинство сво их стихотворений Дрожжин печатал в раз ных изданиях и постепенно расширял круг знакомств и связей с петербургскими пи сателями. В 1884 г. в редактировавшейся М. И. Семевским «Русской Старине» (кн. кн. IX, X и XI) были помещены автобиографиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1