Ржев в 1905 году

с портами Балтийского моря, укрепляются и расширяются налаженные связи с хлебным юго-востоком. На этом фоне экономического под'ема в Ржеве развертывается своеобраз- ная борьба из-за проектов железнодорожных путей. В сре- дине 90-х годов намечаются 3 основных проекта железных дорог: Москва—Ржев—Великие Луки, Ржев—Старая Русса, Ржев—Торопед—Великие Луки. Эти проекты интересны не только потому, что они характеризуют под'ем ржевской экономики той эпохи, но и потому, что на них можно про- следить те линии, по которым развивалась эта экономика,, стремившаяся включить в круг своего влияния обширный район по с б ы т у х л е б а и промышленных товаров (се- веро-западная часть Тверской губ., пограничные части Псковской и Смоленской) и не менее обширный район вы- воза льна (Волоколамский, Зубцовский, Старицкий, Сычев- ский. Гжатский и другие уезды). Ржев, таким образом, ока- зывается в случае осуществления этих проектов цен- тром крупного экономического округа, имевшего значение в экономике центральной промышленной области. Наконец, в борьбе за направление железнодорожных путей выяви- лись и оформились тогдашние экопомические группировки, изучение которых весьма существенно для понимания со- циальных и политических отношений в Ржевском районе накануне революции 1905 года. Материалом для изучения служат проекты железнодорожного строительства, выдви- нутые в 90-х годах Городской Думой и Земской Управой. Эти проекты являются своеобразной формулировкой целых экономических программ, отражавших с одной стороны ин- тересы торгового капитала города, с другой интересы, тор- іЛ)Вого земледелия уезда. Торговый капитал города боролся за ббширный рынок сбыта хлеба в непроизводящих северо- западных районах и поэтому стремился связать его же- лезной дорогой с Ржевом, куда хлеб доставлялся рягевскпми купцами с юго-востока по Волге и Николаевской железной дороге. В этом железнодорожном пути был заинтересован и уезд, как производитель экспортного льна. Как экспортер, уезд выдвигал кроме того проект параллельного будущей Московско-Виндавской железной дороге—пути: Ржев—Старая Русса — к крайним северо-западным портам Балтийского моря. Уезд отстаивал и 3-й проект—Волоколамск—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1