Ржев в 1905 году

ных грузов 110 железной дороге через Вязьму из Сызрани. Бзщучи монополистом, ржевское купечество вовсе не хотело путем постройки ж. д.—Москва-Ржев приобрести грозного конкурента—Москву. Но в то же время, та самая Гор. Д.ума, которая отвергла проект железной дороги Москва—Ржев, цели-, ком стояла за линию Ржев—Торопец—Великие Луки, ибо дорога эта будет кратчайшим путем между Ригой и низо- вьем Волги через Вязьму и Сызрань, а на этом расстоянии найдутся грузы, передвижение которых даст возможность с пользой эксплоатировать новую дорогу, тем более, что Торо- пец и Великие Луки почти постоянно нуждаются в хлебе, который в настоягцес время доставляется туда на лошадях". Борьба ржевского купечества за хлебные рынки северо- западных „непроизводящих" районов в этих положениях выра- жена с достаточной ясностью. И только для общественного мнения выдвигалась мотивировка: стоимость хлеба^ „несом- ненно понизится, что крайне желательно для бедного насе- ления, терпящего от недорода хлеба". На самом же деле купечество желало снизить накладные расходы по перевозке хлеба и тем увеличить свои барыши, сокращавшиеся, вслед- ствие необходимости переплачивать за его перевозки гужем. В обіцем нельзя отказать ржевскому купечеству в наличии у него ясного понимания своего экономического положения: торгового посредника между хлебным юго- востоком и непроизводящим северо - западом (Тверская, Псковская губ.), посредника^ накапливавшего громадные сгустки торгового капитала путем эксплоатации и произво- дителя и потребителя. Несколько с иной точки зрения подходило к вопросу Земское собрание, являвшееся несомненно лидером тоже капитала, но капитала совершенно другого склада. Земство защищало интересы т о р г о в о г о з е м л е д е л и я Р ж е в - с к о г о р а й о н а . 90 г. г. в Ржевском районе эпоха бур- ного роста льняных посевов. За какое-нибудь десятилетие с 1895 г. по 1905 г. Ржев увеличил ея^егодный вызов льна с 686 тысяч пудов льна до 1,9 мил. n j ^ . , т. е. в три раза. Вот- в интересах этого массового производителя льна, торго- вого земледелия, и требовало Земство постройки не только железной дороги Ржев—Великие Луки, но и Ржев—Москва. Ибо, если первый проект давал выход ржевскому льну на евро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1