В чем величие Михаила Тверского

выше упомянутого эпизода, "целоваша межи себе крест": "тферичи целовали крест бояре к черным JПOдем такоже и черные JПOДИ к боярам ЧТО стати съ единого битисяС'Ь татары."47) Сейчас, обращая взгляд на труды историков советского периода, бросается в глаза излишняя социологизация истории, классовые противоречия выискиваются, порою, там , где налицо совсем другие явления . Замечательно в приведённом фрагменте Симеоновской летописи то, что люди из разных княжеств, разных социальных слоёв: и бояре, и черные JПOДИ - собрались вместе , целовали крест и поклялись друг дpyry "с единоro битися с татары"! "С единоro битися" - какие жемчужины разбросаны в наших летописях: " с единого" - это и всем вместе, и один за всех, а все за одиого и, бьrrь может, самое главное - за одно общее дело! Не такие ли эпизоды нашей истории готовили поле Куликово? Не здесь ли, в Твери, увидев это единение нации, рождались замыслы Михаила Ярославича об объединении PtCCKOfO языка, о едином Русском rocyдape, о "Великом князе Всея Руси". Второе подтверждение отсутствия антиордынской иаправленности А.В . Чернышов видит в том, что "вызванные ханом Узбеком на суд Михаил и Дмитрий не ослушались хана и покорно явились в ero резиденцюо" . Во-первых, Дмитрия никуда не вызывали, он в Орде совершил самосуд над Юрием Московским, отомстив за смерть отца, и тут же добровольно сдался. Что же касается вызова на суд в Орду Михаила, то здесь, простите, А.В.Чернышов лукавит, Он сам воспевает готовность "умереть "за други своя", как это сделал Михаил Ярославич Тверскои , отправляясь в Ор,ду на верную погибель" .48) И разве неизвестно автору "Очерков' , что, в случае иеприхода Михаила в Орду, уже было готово карательное войско, которое стёрло бы с лица земли Тверское княжество, как это и произошло в 1327 г .. Разве может не понимать А.В .ЧерНЬШlОВ, что это ие абстрактный героизм , а величайший в истории пример гибели Государя "за други своя", величайший вызов Орде, а не смирения перед ней. Третьим аргументом А .В . Чернышова является то, что "Михаил Ярославич, как великий князь Владимирский, использовал вспомогательные татарские отряды в своих военных походах на непокорные русские земли".49) Автор "Очерков", стремясь придать больший вес своим аргументам, грешит против истины, упоминая военные походы со вспомогательными татарскими отрядами во множественном числе . Источники указывают только на один такой случай - штурм Торжка в 1315 г., о котором и roворит А.В.Черньппов, хотя подобная практика широко применялась Великими Владимирскими князьями . Если говорить об этом событии в более широком плане, то это была единственная наступательная военная акция, которая закончилась взятием города и уничтожеиием его укреплений. Оба похода на Москву, походы против Новгорода логичнее рассматривать как демонстрацию военной силы, нежели её применение. Если же взглянуть на конкретные причины, вызвавшие поход Михаила на Торжок в 1315 г. , то это было обусловлено откровенной провокацией Москвы и бунтом Новгорода против власти Великого князя, когда новгородцы не просто выгнали бояр Великого князя, но и пришли войной на тверскую землю: "Того же 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1