Константин Лаврецкий (наброски портрета)

На близких сыплются rpa)l; упреков, брани, издевательств. Перед нами деспот в семье, плохой муж, скверный отец, чело­ век, от которого веет мертвечиной, который подавляет вокруг <:ебя все живое. В душных и мрачных комнатах коломийцевского дома с приходом хозяина стало еще мрачнее, еще тяжелее. Таким появляется перед зрителем глава семьи Коломийце­ вых-один из "Последних" старого дворянского рода - Иван Коломийцев . На первый взгляд кажется, что перед нами семейная драма на вечную тему ое? отцах и детях. Однако, точно следуя за Горьким, умный актер раздвигает рамки семейной драмы, отодвигает в сторону бытовые детали и раскрывает перед нами большую глубокую с о ц и а л ь н У ю трагедию "Последних". Перед нами не только распад, разложение семьи Коломий­ цевых. Перед нами картина жестокая ~ отвратительная, мрач­ ная, картина физического и морального вырождения росс'lЙС­ кого дворянства. Внимательно вслушивался, вчитывался Лаврецкий в горь-ковский текст. Шаг за шагdм, слово за словом, жест за жес­ том воссоздавал актер биографию и характер своего героя. В прошлом помешик, uскудевший дворянин Иван Коло'мий­ дев должен был пойти на службу в полицию в качеств е поли­ цеЙмеЙстера. ДеС5!ТЬ лет был он верным сатрапом царизма, "Т воря насилия и подлости. Наглость и жестокость Коломий­ цева переходит всякие границы, общественное мнение возму­ щено, против него совершается террористический акт, ему при­ ходится выйти в отставку и опуститься на ступень!,:у ниже­ стать исправником. Коломийцев переживает трагедию от того, что утратил власть в городе, больше того, утратил в.'IЗСТЬ в своем собст­ венном доме. Дети Коломийцева узнали правду о своем отце, разглядели его гнилое подленькое нутро. "Перед зрителем проходит целый ряд лиц, служащих поли­ ции, представленных автором от'явленными мерзавцами"-так мотивировал цензор царской России запрещение постановки ." Последних" на сцене. Умный актер сумел ярко проявить все то, что испугало цар<ско го цензора. Роль Ко.'IOмиЙцева в исполнении Лаврецкого з вучит как обвинительный акт, как суровый обви'нительный пр~говор царизму. Играя Коломийцева, легко увлечься соблазном дать этакого полицейского бурбона, ' держиморду, зубодробителя. Надо ска· зать, что многие исполнители Ивана Коломийцева попадали на :э тот опасный путь и неизбежно терпели на нем неудачу: Горьковские образы не терпят прямолинейности, не терпят примитивностив их трактовке . Горького надо не только смот- 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1