Константин Лаврецкий (наброски портрета)
реть; но и слушать, тогда то и обнаруживается его замеча тельная сценичность. И Лаврецкий, надо отдать ему справед ливость, понял эту особенность горьковской драматургии. Характер Ивана Коломийцева ЛавреЦЮIЙ раскрывает во всей его сложнОСти, во всем богатстве и глубине. Циник и пьяница, взяточник и картежник, пошляк и убийца, тупица и трус Ко ломийцев все время пытается драпироваться в тогу благород с тва. Он пытается прикрыть ' свою социальную наготу высоко парной фразой, прибегает к пафосу, разыгрывает из себя эта кого униженного "короля Лира" в полицейском мундире. Этот пафос и велеречивость делают образ Ивана Коломийцева еще омерзительнее и страшнее. Его напыщенная речь над тру пом брата Якова звучит, как жуткий трагический балаган. Прочно следуя за автором, Лаврецкий создает образ Ивана Коломийцева как большое социальное обобщение. Когда Лаврецкого спрашивают как он работал над ролью Коломийцева-он лукаво .улыбается: " Внимательно читал Горького. В свое врем р я внимательно наблюдал живых КоломиЙцевых . В 1914 году за чтение "кра мольных" писателей Салтыкова-Щедрина и Гл. Успенского мне не раз приходилось иметь беседы со' всякими большими и ма ленькими КоломиЙцевыми. В ст'арых журналах мне удалось отыскать и портрет моего "героя". Он, кажется, нес охрану государственной Думы во время ее заседания. Вот и все ... " Сила Лаврецкого - в умении видеть и раскрыть правду жизни, сила его мастерства-в реалистической манере творче с тва, простоте и убедительности. Таков Лаврецкий всегда, везде и всюду в своей работе. Мы были свидетелями работы Константина Генриховича над ролью Брабанцио в ,~Отелло" Шекспира. Надо было видеть, как целыми вечерами просиживал Лаврецкий над старинными италь· янскими портретами эпохи Возрождения, как внимательно он отыскивал детали грима, костюма, как тщательно зарисовывал вс е это в своем альбоме. Художник Лаврецкий помогает актеру Лаврецкому найти внешность старого отца Дездемоны, санов ного, честолюбивого , горячего и гордого патриция, венециан~KOГO сенатора Брабанцио. Калининский зритель хорошо знает одну из последних ра бо т Лаврецкого-роль Галкина-Келлера-матерого шпиона-ди версанта , заклятого врага Советской ' страны. Вот комендант вводит в кабинет Ларце'ва, следователя московской прокуратуры, задержанного нарушитеJ1Я границы .. . Сутулые плечи, растерянное лицо, бегающие волчьи глаза и -в олчья ненависть ... Таков облик вошедшего . Он бешено сопротивляется всем попыткам прокуратуры рас кры ть, разоблачить его преступную деятельность. Он при кидывается невинным счетоводом Галкиным, преступление ко- 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1