Народная техника гончарного производства Тверской губернии
18 ====~~~==============================~ Подобный орнамент наносится только на «холодную» посуду, Т.-е. такую, которая не идет для варки пищи. «Горячую» посуду «цветить» не стоит, так как в печи она почернеет от копоти и все равно рисунка не будет видно. Особенно усердно украшается посуда, сделанная из чер ной глины, после обжига принимающая белый цвет. Самая техника нане сения орнамента очень проста: на сухую посуду перед обливой и обжи гом плотно накладывается бумажка с вырезкой , иначе говоря «шаблон» и по бумажке намазывается слой «шлихты», т.-е. жидко разведенной глины, lIрИ чем при орнаментировании посуды белого цвета употребляе;гся обык новенная красная шлихта, а на посуду красную намазывается шлихта более темная (от примеси сгарыша). Накладываемая на шаблон шлихта проходит в вырезку и отпечатывается на посуде в форме рисунка, выре занного на шаблоне. В описании техники гончарного производства я все время старался провести разделение между техникой выработки серой посуды и обливной посуды, Т.-е. между ручным кругом и ножным. Такое разделение не ли шено основани'я. Слишком велико различие и в самых приемах и обста новке работы, и в получаемой продукции . . Интересно , что та и другая техника, живя рядом уже около полувеl<а, не оказывает НИКaI<ОГО влия ния одна на другую и продолжает существовать совершенно самостоя тельно. Гончары, вырабатывающие серую посуду, отлично понимают пре имущество посуды обливной-она и красивее, и легче, и прочней, и до роже, и выработка больше-понимают, но перейти 1< более усовершен ствованной технике все же не хотят или не в состоянии. Напр., в Красно холмском уезде в одной и той же деревне одни гончары работают серую , другие-обливную посуду, иной раз даже в одной избе , сидят вместе представители двух специальностей и один не умеет выполнить работу другого. В МОЛОДОТУДCI<ОЙ волости наблюдается то же самое с той только разницей , что деревня Приездово с усовершенствованными гончарными заводами отделена небольшой речкой от дер. Станки, в которой почти в I<аждой избе работают на ручных кругах. Можно думать, что та и ДРУГ,ая техника выполняет самостоятельные задачи, поставляя на рынок продукцию неравноценную по своему назна чению. ПодОбное соображение правильно только отчасти. В борьбе за сбыт мастера обливной посуды стараются приспособиться к спросу и постепе.!iНО учатся удовлетворять его щ>Лностью. Этим об'ясняется отчасти многообразие форм обливной посуды и, наоБОРОТ,-малочисленность форм посуды серой. На ножном круге можно сделать «что угодн(}.»-в обсле дованных районах насчитывается до ЗО форм обливной посуды. При чем самой крупной формой являются опарники. Крупную посуду труднее делать на ножном круге, для этого нужно умение и достаточно физиче ской силы. Путем наращивания, Т.-е. на ручном круге, ha060POt,-хуже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1