Тверской край - музыка - Санкт-Петербург

_______________________ И.И. ЛдЖЕЧНИКОВ 4. Русская песня "СJlадко пеJl душа-СОJlовушка" . Будет петь Н.В.СаМОЙJlова". и еще один композитор в те же годы проникся образами рома­ на "ПОСJlедний Новик". Это Александр Александрович Алябьев, тоже участник войны 1812 года. В 1834 году он издаJl 2 песни на тексты И.ИЛажечникова и ПОСВЯТИJl их своей жене Е.А.Офроси­ мовой . 1-я песня - "СJlадко пеJl душа-СОJlовушка" (заунывная песня) для rOJloca и женского хора с фортепиано. 2-я песня - "Отворяй, барон, ворота" (похоронная песня) для rOJloca с фортепиано. Роман "Басурман" Лажечников завеРШИJl в живописном име­ нии КОНОПJlИНО БJlИЗ Старицы в 1838 году. И этот роман сразу же ПОJlУЧИJl ПОПУJlЯРНОСТЬ, распространение, заинтересоваJl читате­ JlеЙ. Его известный критик В.В . Стасов преДЛОЖИJl композитору, критику А.Н . Серову в качестве сюжета для Jlибретто новой опе­ ры. Серова захваТИJl исторический период - эпоха Ивана III и его борьба с Тверью. ЗаинтересоваJlа композитора и драматическая судьба rJlaBHoro героя Антона - немецкого врача. А.Н . Серов пи­ caJl: "Германец по рождению, итаJlьянец по воспитанию, одарен­ ный всеми совершенствами душевными и теJlесными - он остаВJlяет родину, мать, наставника, чтоб посвятить себя СJlужению ПОJlьзе чеJlовечества ... Антон испытаJl предатеJlЬСТВО, царскую опаJlУ, тю­ ремные застенки ... и возвышенную Jlюбовь. ГJlавная, пожаJlУЙ, един­ cTBeHHaя внутренняя MbICJlb оперы будет - жизнь чеJlовека со всеми ее превратнос­ тями ... но в строгом поэтическом смыс­ Jle". К сожаJlению, создание оперы "Ба­ сурман" заКОНЧИJlОСЬ всего JlИШЬ работой над либретто. Но многие драматурги­ ческие приемы, заду­ манные в "Басурмане", нашли воплощение в других операх А. Серова. Малый театр в Москве. С литографии /840-х годов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1