Театр для детей и молодежи

На Всесоюзном смотре Калининский ТЮЭ показал две постановки - «Сказку» Светлова и «Сказку о храбром Кикиле» Гамрекели и Нахуцришвили. Оба спектакля были поставлены Киселевым в декорациях Бриклина с музыкой Каменоградского. Светловская «Сказка» прозвучала у калининцев поэтично и взволнованно, отмечали критики . Казалось удивительным, как можно было на такой маленькой сцене воссоздать образ сибирской тайги. Спектакль подкупал слаженностью актерского ансамбля, в котором осо­ бенно выделялась С.М . Фомина , показавшая себя отличной актрисой-травести в роли Шурика. «Сказка» Светлова отнюдь не сказоч­ ная, а вполне реалистическая пьеса - и по обстоятельствам сюжета, и по характеристике действующих лиц. Она повествует о студен­ тах-геологах, о дружбе и мужестве, которые помогли преодолеть им все препятствия и трудности, развертывается как сценический показ придуманной и рассказываемой студентом Ваней повести-сказки. С еще большим успехом прошла на декаде «Сказка о храбром Кикиле» . Центральную роль в пьесе - роль Кикилы - играл сам Киселев. Критика не пожалела похвал: в спектакле отмечали и романтичность, и красочность, и народный юмор, и умение сочетать реализм с фантастикой , и - главное - его заразительный темперамент. Этим свойством спектакль был обязан в первую очередь Киселеву­ актеру. Отмечена была и Фомина, которая очень смешно исполняла роль царя Дахтингура. После того как закончилось выступление Калининского театра на кремлевской сцене, за кулисы поднялся Михаил Иванович Калинин. Он поздравил артистов с успехом, поблагодарил их и пожал им руки. А потом, уже на перроне вокзала в городе Калинине, артистов встретил председатель исполкома, а может, другой городской начальник (на этот счет достоверных сведений нет) и тоже пожал им руки . Вложив при этом в их ладони (а это уже совершенно достоверно) ключи от квартир. Но уже через полгода началась война, театр зак­ рылся, значительная часть труппы ушла на фронт, и чудесным образом появившиеся ключи не открывали дверей. Недолго радовался своей квартире и Василий Лещёв: его дом пострадал от взрыва в начале войны, а сам он ушел добровольцем на фронт. Василий Лещёв, обаятельный, с красивым голосом, потрясающий артист, был очень любим в городе. Поклонники буквально носили его на руках из театра в ресторан «Селигер» на банкет по поводу юбилейного спектакля «Коварство и любовы> он добирался таким вот образом, а театр в то время находился в помещении бывшей Энаменской церкви в Свободном переулке - на том месте, где сейчас расположена библиотека имени Горького. Хорошо знали и любили зрители театрального педагога Лию Исааковну Чарину. Но произошло ужасное: она и ее муж, директор театра Иван Александрович Чарин, были арестованы в 1 940-м. В зто же время взяли и Ирину Александровну Высоцкую, и Николая Сергееви­ ча Градовского, и молодого артиста Николая Московца. Тревожные новости рождали предположения: Чарины - люди очень интелли­ гентные, по виду дворяне, Высоцкая - жена Градовского, с ними вроде понятно, за анекдот, наверное. Московец - рабочий парень, в театр пришел с вагонзавода, светловолосый, простоватый, ему только богатырей играть ... Его-то за что - недоумевали в театре. С Чариным - отдельная история, а произошла она в начале 50-х. Получилось так, что Василий Лещёв - он работал в это время в Иркут­ ском театре - с выездным спектаклем приехал в тот лагерь, где сидел Чарин. Василий увидел своего прежнего директора и, вернувшись в город, стал просить о досрочном освобождении Чарина, подключил всех своих знакомых и добился-таки своего. Иван Александро­ вич, уже очень больной человек, был актирован и выпущен на свободу. Во время войны погиб Каменоградский , многие артисты тоже нашли свою смерть на поле боя . Не только наш театр постигла печальная участь - большинство ТЮЭов европейской части Российской Федерации к июлю 1941 года было распущено. К концу 1941 года в Советском Союзе остался всего двадцать один детский театр. Среди свидетельств в пользу нашего театра не только отзывы критиков, но и добрые воспоминания его зрителей. С довоенным ТЮЭом связаны самые лучшие детские воспоминания у Лидии Васильевны Брадис и Льва Николаевича Никольского. Благодаря им можем спустя шестьдесят лет увидеть тот театр, вдохнуть тот воздух - воздух первого театра в жизни детей нашего города.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1