Театр для детей и молодежи

Лидия Васильевна Брадис, кандидат филологических наук, доцент ТвГУ «ТЮЗ в культурной , духовной жизни общества - сейчас в зто даже трудно поверить - играл очень большую роль. И вообще, театральная жизнь довоенного Калинина била ключом. Заволжский район, в котором я тогда жила, населяли в основном так называемые простые люди. Но совместные походы в театр - с соседями, родствениками , группой человек этак в двадцать - были традицией. ТЮЗ привлекал нас, детей, тем, что он был - нащ детский театр. Немало было постановок и для взрослых, например, «Коварство и любовы). Существо­ вал при ТЮЗе так называемый школьный актив, членом которого была и я . Члены актива приглашались на актерские репетиции, прини­ мали участие в обсуждении спектаклей. Театральный педагог Лия Исааковна Чарина проводила с нами беседы о постановках, театре, искусстве. На каждом спектале по очереди дежурили десять человек. С красной нарукавной повязкой, на которой были вышиты золотом букавы «Актив ТЮЗа» , мы поддерживали порядок, помогали зрителям раздеться, следили за тем, чтобы в зал не входили с мороженым, не шумели во время представления, не бегали в антрактах по фойе. И дети слушались нас охотнее, чем контролеров. Перед каждым спектаклем Лия Исааковна выходила на сцену и рассказывала о том, что предстоит сейчас посмотреть, говорила несколько слов о пьесе, ее авторе. А потом звучала увертюра и - начиналось представление. Руководил оркестром и писал музыку ко всем спектаклям Евгений Петрович КаменоградскиЙ. Потом, когда отменили оркестры, я с трудом примирилась с мыслью, что возможно такое - театр без оркестра, мне странно было видеть сцену без оркестровой ямы. Спектакли нашего ТЮЗа были очень музыкальны, некоторые так вовсе были построены на музыке, на песнях. И тогда весь спектакль артисты пели, и как пели! Тексты песен печатались отдельной книжечкой и прилагались к программке. Мы так их любили, эти песни, их пел весь город. Помню их до сих пор. У спектаклей всегда было два антракта, шли они без сокращений. Не помню, чтобы хоть раз зал не был полон. Во время зимних каникул в фойе театра шли новогодние представления у ёлки. В них был занят только один профессиональный актер Сережа Чередников в роли Деда Мороза, все прочие роли исполняли мы, активисты ТЮЗа. Другие артисты в это время готовились к спектаклю. Труппа пополнялась выпускниками театрального училища. В конце тридцатых пришли Костя Ермолаев, Коля Булкин, Сережа Чередни­ ков, Вера Затепякина, Сережа Воротников, Листопадов, Лещинский . Потрясающей актрисой была Фомина. В спектакле «Коварство и любовы) она играла Луизу. Не верилось, что толстого, смешного царя в «Сказке о храбром Кикиле» и маленькую, худенькуя Луизу играет одна актриса. Она все могла. А мальчиков играла так, что ни у кого не было сомнения, что на сцене - действительно мальчик. Идет она обычно по городу, а вслед ей несется: «Фомина! Фомина идет!» . Вызывал бурю самых разных эмоций спектакль «Дом NQ5» И. Штока. Там речь шла о полуголодном, всеми заброшенном мальчике. С больным отцом живет он в подвале дома NQ5 , в школу не ходит, и никому нет до этого дела . Мы-то, дети, любили его - Ганька Сёмушкин (его играла Фомина) свистел в два пальца , а зал отвечал ему таким же пронзительным свистом - любили и сочувствовали . А вот тетки из гороно на обсуждении спектакля возмущались: «Такое не может быть! В советской школе l » - и требовали снять его. Все заканчивалось, конечно, хорошо, Ганька шел в школу и всякое такое. Скандальный спекталь. Неплохо бы поставить и сейчас. В роли матерей и старух занимали Любовь Михайловну Леонтьеву. Очень пожилая актриса, лет ВО или около того, она работала в театре со дня его основания и была всеми очень почитаема. Помню ее в роли матери Буденного в «Детстве маршала ». 22 июня 1941 года мы, активисты ТЮЗа, пошли поздравлять ее с присвоением ей звания народного или заслуженного артиста СССР. Позвонили в дверь, вручили сирень. Она была больна , но обрадовалась нам, напоила чаем. Тут прибежал ее сын: «Война!» . Огорчились, но близко к сердцу не приняли. С началом войны в театре некоторое время еще шли спектакли . Играли «Парня из нашего города» . В роли Сергея был Щёголев, Лещёв играл Вано. Спектакль появился перед самой войной, и когда он шел, странное, тревожное чувство каждый раз охватывало нас. Все театры , которые мне потом доводилось видеть, сравнивались мною невольно с Калининским ТЮЗом. И он всегда выдерживал сравнение, был и навсегда остался для меня лучшим театром».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1