Театр для детей и молодежи

3 абегая вперед, назовем еще одну дату - 1960. Именно ее очень долго и очень многие, даже сами работники театра, считали годом рождения театра. И только люди старшего поколения поправляли: не рождения, а возрождения! Те, кто знал тот, довоенный, ТЮЗ, по­ мнили и грустили о его закрытии. Понятна их ревность, которую вызвал новый театр. Тот театр остался в прошлом, в детстве, он, конеч­ но, был самым лучшим, и если уж говорить о возрождении театра , поправляли они, надо назвать другой город и другую дату: Саратов, 1943. А тот, что появился в Калинине в 60-м, к тому, довоенному, не имеет никакого отношения, - это уже совсем другой театр. История саратовского театра, к слову говоря, еще более сложна. В этом городе трижды приступали к организации театра для детей, и трижды он разваливался. А между тем точкой отсчета называют 191 9-й - именно в зтом году впервые в городе появился детский бесплатный театр. Просуществовал он недолго, превратился в Театр для воинов Красной Армии, а потом и вовсе прекратил свое суще­ ствование. Ну а потом, как известно, в 43-м приехал Киселев и возродил театр. В истории знаменитого Ленинградского ТЮЗа тоже было не все так просто - раз и навсегда. Его история тоже не представляла собой непрерывную линию. И мы , вопреки некоторым мнениям, будем все-таки считать 1932-й - годом рождения театра, 1960-й - возрождением, а пропавшие 19 лет - трагическим обстоятельством его жизни. И что Калининский ТЮЗ возродился в Калинине, а саратовский - в Саратове. Лев Николаевич Никольский, инженер в прошлом, а ныне пенсионер «Забыли тверичи свой довоенный ТЮ3 ... А ведь в нынешнем театре работали наши довоенные ТЮЗовцы: В.8. Лещёв, Н.И. Варгунин, н.м. Неробеев, А.3. Бриклин, возможно, кто-то еще . .. .помню мой первый спекталь ТЮ3а в здании Знаменской церкви. Уерез весь зал, от его задней стены и в глубину сцены, «летел», то бишь катился на ролике по протянутой проволоке, самолет. В зтом спектакле была сцена и с паровозом . Когда колеса «паровоза» начинали вращаться, а за ним - и перемещаться фон, мы - юные зрители - начи нали беспорядочно топать ногами, изображая шум поезда, а когда «машинист» поворачивал рычаг «гудка», мы самозабвенно гудели, приложив большой палец к подбородку, а указатель­ ный - ко лбу. От таких шумовых эффектов спектакль становился еще интереснее, потому что мы сами были его активными участниками. Разумеется, перед спектаклем ведущий со сцены рассказывал нам и показывал, когда, что и как мы должны были делать. Была, конеч­ но, и репетиция. Короче говоря, нас готовили к «выступлению» по всем правилам сценического искусства, а мы настолько входили в роль, что многие из нас уже не верили в условности сцены . Из «взрослых» спектаклей помню «Ревизора», а из «детских» - «Зелёную птичку», «Финиста - Ясного Сокола». Музыка, которую Каме­ ноградский написал для нашего театра, звучала потом в спектаклях Саратовского ТЮЗа. Н.И. Варгунин перед началом войны работал в оркестре ТЮЗа. С горечью вспоминал он прискорбный случай из нашего довоенного быта, когда один из музыкантов (тоже трубач) ТЮЗовского оркестра , согласно известному Указу ВС СССР от 26 июня 1940 года, был отдан под суд за опоздание к началу спектакля. Василий Васильевич Лещёв, уроженец Вышнего Волочка, в первые дни войны ушел добровольцем на фронт. К нему присоединились и музыканты из джаз-оркестра, который играл в фойе перед началом киносеансов в «Звезде». А далее: музвзвод и похоронная команда, окружение и месячный рейд по немецким тылам, профессиональный ансамбль 40-й армии и концерты под бомбежками , Курская дуга и форсирование Днепра, освобождение Киева, тяжелое ранение и госпиталь в Белой Церкви, политбоец и старший лейтенант. После

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1