Театр для детей и молодежи

войны Лещёв вернулся в родной ТЮЗ, прижившийся В Саратове. Потом Ярославль и 18 лет в Сибири. 8 Иркутске он был удостоен Государственной премии, но в 1970 году вернулся в город своей молодости - Калинин. Сначала - облдрамтеатр, потом опять ТЮЗ. Таковы основные вехи нелегкого жизненного пути солдата и актера, нашего земляка В.В. Лещёва. В дни школьных зимних каникул в различных клубах, театрах и, конечно, в ТЮЗе устривались праздничные новогодние елки. В ТЮЗе эти праздники обычно начинались каким-нибудь спектаклем, например, «Сказкой о царе Салтане», после которого все и веселились вокруг нарядной елки. Завершался праздник новогодними подарками. Не знаю, за чей счет приобретались тогда эти новогодние подарки, по­ скольку билеты «на ёлки» распределялись по школам бесплатно. Огромное спасибо нашему довоенному ТЮЗу за то, что он запомнился нам, его тогдашним зрителям, не только своими спекталями, концертами, артистами, но и замечательными новогодними ёлками». 1 октября 1960 года в Калинине открылся театр юного зрителя. Но уже за год до этого замечательного события вовсю шла работа - ремонтировалось здание, в котором должен разместиться театр, подбирался репертуар, репетировались пьесы . Этот год да еще лет пять после открытия театра были самыми яркими, самыми удачными, праздничными. А благополучными не были никогда. Разве что в те дни-недели, предшествовавшие открытию, да еще чуть-чуть - после того. Чего-чего, а ровной судьбы не было, не суждено, покой только снился. Все знающие этот театр могли наблюдать, как его взлеты, яркие, красивые, сменялись периодами унылого, тревожного безвре­ менья. Было время, когда он лидировал по главным показателям среди детских театров страны, уступая, может, только известному Саратовскому ТЮЗу, который возглавлял тот самый Юрий Петрович Киселев, но уже удостоенный званиями и регалиями. И в театраль­ ных журналах печатались умные рецензии на спектакли Калининского ТЮЗа, а на площади Ленина нашего города, у здания, в докумен­ тах именуемого Магистратом, задолго до спектакля стояла неизменная толпа. Люди спрашивали лишний билетик. А вечером, после того как закроется занавес, в зрительном зале разгорались горячие споры - только о самом большом, самом важном: о судьбах страны, о призвании человека, о смысле жизни. Обсуждался спектакль. Милые, почти детские споры далеких 60-х, как нигде более уместные именно в стенах этого театра. Прелестное время разговоров, разговоров, и надежд. « Звонким» театром называет его заслуженная артистка России Ольга Ефимовна Солодухина. «Да, это были лучшие его годы», - вспоминает артист Борис Васильевич СвентицкиЙ. «Если бы Маршак не ушел тогда, если бы он остался, - говорит артистка Дина Алексеевна Серебрякова, - все сложилось бы иначе ...». И если бы не война, продолжим, не закрылся бы ТЮЗ, и не уехал бы Киселев со своей командой в Саратов, а остался бы здесь, и здесь получил бы звание лауреата Государственной премии и народного артиста, а театр стал бы академическим , и начальники от культуры не кривили бы презрительно губы : «Тоже мне театр - ТЮЗ! Зайки-белочки!». Ах, да что говорить ... И не здесь, и не так - печально, несураз­ но, если не сказать трагично, завершился бы длинный и яркий творческий путь Николая Яковлевича Маршака. Детский до трогательно­ сти, толстый и невероятно добрый, этот немолодой человек ходил по начальникам и просил дать ему еще поработать. Он не просил о том, чтобы остаться в театре главрежем, он просил дать ему возможность доделать не им начатый спектакль. Не дали. Уехал в Тулу, чтобы вскоре там умереть. Открытие театра - всегда событие. А тем более, когда делает это народный артист Грузинской ССР, человек, который основал в двадца­ тых годах детский театр в Грузии, само имя которого привлекает внимание. Родной брат того самого Маршака, Самуила Яковлевича, Николай Яковлевич от родства почему-то категорически отказывался. Но все окружавшие его знали доподлинно, что - брат, и понима­ ли, что имеют дело с семейной тайной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1