Театр для детей и молодежи
войны Лещёв вернулся в родной ТЮЗ, прижившийся В Саратове. Потом Ярославль и 18 лет в Сибири. 8 Иркутске он был удостоен Государственной премии, но в 1970 году вернулся в город своей молодости - Калинин. Сначала - облдрамтеатр, потом опять ТЮЗ. Таковы основные вехи нелегкого жизненного пути солдата и актера, нашего земляка В.В. Лещёва. В дни школьных зимних каникул в различных клубах, театрах и, конечно, в ТЮЗе устривались праздничные новогодние елки. В ТЮЗе эти праздники обычно начинались каким-нибудь спектаклем, например, «Сказкой о царе Салтане», после которого все и веселились вокруг нарядной елки. Завершался праздник новогодними подарками. Не знаю, за чей счет приобретались тогда эти новогодние подарки, по скольку билеты «на ёлки» распределялись по школам бесплатно. Огромное спасибо нашему довоенному ТЮЗу за то, что он запомнился нам, его тогдашним зрителям, не только своими спекталями, концертами, артистами, но и замечательными новогодними ёлками». 1 октября 1960 года в Калинине открылся театр юного зрителя. Но уже за год до этого замечательного события вовсю шла работа - ремонтировалось здание, в котором должен разместиться театр, подбирался репертуар, репетировались пьесы . Этот год да еще лет пять после открытия театра были самыми яркими, самыми удачными, праздничными. А благополучными не были никогда. Разве что в те дни-недели, предшествовавшие открытию, да еще чуть-чуть - после того. Чего-чего, а ровной судьбы не было, не суждено, покой только снился. Все знающие этот театр могли наблюдать, как его взлеты, яркие, красивые, сменялись периодами унылого, тревожного безвре менья. Было время, когда он лидировал по главным показателям среди детских театров страны, уступая, может, только известному Саратовскому ТЮЗу, который возглавлял тот самый Юрий Петрович Киселев, но уже удостоенный званиями и регалиями. И в театраль ных журналах печатались умные рецензии на спектакли Калининского ТЮЗа, а на площади Ленина нашего города, у здания, в докумен тах именуемого Магистратом, задолго до спектакля стояла неизменная толпа. Люди спрашивали лишний билетик. А вечером, после того как закроется занавес, в зрительном зале разгорались горячие споры - только о самом большом, самом важном: о судьбах страны, о призвании человека, о смысле жизни. Обсуждался спектакль. Милые, почти детские споры далеких 60-х, как нигде более уместные именно в стенах этого театра. Прелестное время разговоров, разговоров, и надежд. « Звонким» театром называет его заслуженная артистка России Ольга Ефимовна Солодухина. «Да, это были лучшие его годы», - вспоминает артист Борис Васильевич СвентицкиЙ. «Если бы Маршак не ушел тогда, если бы он остался, - говорит артистка Дина Алексеевна Серебрякова, - все сложилось бы иначе ...». И если бы не война, продолжим, не закрылся бы ТЮЗ, и не уехал бы Киселев со своей командой в Саратов, а остался бы здесь, и здесь получил бы звание лауреата Государственной премии и народного артиста, а театр стал бы академическим , и начальники от культуры не кривили бы презрительно губы : «Тоже мне театр - ТЮЗ! Зайки-белочки!». Ах, да что говорить ... И не здесь, и не так - печально, несураз но, если не сказать трагично, завершился бы длинный и яркий творческий путь Николая Яковлевича Маршака. Детский до трогательно сти, толстый и невероятно добрый, этот немолодой человек ходил по начальникам и просил дать ему еще поработать. Он не просил о том, чтобы остаться в театре главрежем, он просил дать ему возможность доделать не им начатый спектакль. Не дали. Уехал в Тулу, чтобы вскоре там умереть. Открытие театра - всегда событие. А тем более, когда делает это народный артист Грузинской ССР, человек, который основал в двадца тых годах детский театр в Грузии, само имя которого привлекает внимание. Родной брат того самого Маршака, Самуила Яковлевича, Николай Яковлевич от родства почему-то категорически отказывался. Но все окружавшие его знали доподлинно, что - брат, и понима ли, что имеют дело с семейной тайной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1