Театр для детей и молодежи

Николай Яковлевич, радуясь возможности продолжить дело своей жизни в новом театре, привез с собой в Калинин большую группу молодых актеров из Ленинграда и Ярославля. Вместе с ним приехала Данизль Александрова, молодой ленинградский режиссёр, из Рязани пригласил знакомую по Тбилиси Ольгу Ефимовну Солодухину, из Калининского драмтеатра - Марию Васильевну Бурмистрову и Константина Андриановича Крайнова и - труппа, прекрасная , сильная, одних героев, молодых ребят ростом под два метра , четыре человека - была готова к работе. За полгода было сделано восемь постановок. Днем репетировали, по ночам, сидя на полу в общежи­ тии, в темноте, если не считать светом включенную газовую плиту, читали стихи. Обязательным участником таких «голубых огоньков» был Николай Яковлевич. Все - индивидуальные, все - талантливые, молодые и - жестокие. Трудно сказать, да и не нам судить мастера, решать степень его творческих возможностей, просто вспомним то, что произошло: многим молодым Николай Яковлевич показался слишком старым. Он хотел ставить старые сказки, а им хотелось нового, необычного, им грезился современный театр - «Современник» на калининский манер. Работа нового театра только началась, ажиотаж вокруг него в городе не спал, а несколько молодых актеров уже оставили Калинин, перебрались в Ленинград. Труппа стремительно обновлялась, пришли люди, у которых было сильнейшее желание играть на сцене, но не было соответствующего образования - только опыт самодеятельных студий. И когда через полгода безначалия в театр пришел новый главный режиссер, со всей остротой встал вопрос о профессиональном образовании актеров. Лидия Александровна Ящинина стала тем человеком, от одного упоминания о которой - спустя много лет! - теплеет взгляд и на лице появляется улыбка. Пусть не прозвучат эти слова пафосными: в ее жизни театр был всем. У нее, кажется, даже кабинета не было. Она жила театром, жила в нем чуть не буквально, была везде - в зале, гримерках, курилке. Она была хорошим, сильным режиссером и, что важно, педагогом, о котором можно только мечтать. Уже через год она, создав вечернее отделение Театрального училища имени Щуки­ на, стала для своих студентов мастером , действительно главным режиссером , почти матерью. Она возила своих ребят на московские премьеры и выставки, говорила с ними о театре, искусстве и жизни. Благодаря ей была открыта первая страница не одной творческой биографии. По приглашению Лидии Александровны в Калинин приехал молодой режиссёр Виктор Шульман, создававший здесь яркие, очень созвучные времени постановки. Лидия Александровна проработала в театре несколько лет, выпустила курс и уехала в Челябинск, в институт культуры. Преподавательская деятельность стала для нее главным делом. Ящинина была единственным главрежем, которо­ го не «сьели», «не ушли». Для всех других главных режиссеров уход из калиниского ТЮ3а был более болезненным. Их немного - тех, кто пришел тогда, в начале 60-х, в театр и остался в нем надолго, если не навсегда. Артистов, благодаря которым сохранялась преемственность. Поэтому стоит назвать всех. Бурмистрова Мария Васильевна, Крайнов Константин Андрианович, Яков­ лев Виктор Иванович, Серебрякова Дина Алексеевна, Григораш Виталий Кириллович, Свентицкий Борис Васильевич, Миронова Мар­ гарита Петровна. Более тридцати лет отдала этому театру заслуженная артистка России Ольга Ефимовна Солодухина. Все эти годы она была ведущей актрисой театра, человеком, который решал самые важные внутритеатральные вопросы, наставником и педагогом мо­ лодежи. Стали взрослыми, состоялись как актеры и режиссеры ее вчерашние ученики, студийцы и школьники. И по сей день она препо­ дает в средней школе театральное дело и учит детей любить это искусство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1