Театр для детей и молодежи

когда-нибудь советская молодежь увидит пьесу Шиллера «Кабале унд либе». Я сказал зто по-немецки. Они затихли сразу и проснулись. Я выдержал паузу и перевел: «Коварство и любовы) . Они замотали головами и пока мотали, я горячо говорил, что сегодня наш долг - выполнить мечту Ленина и поставить Шиллера . В фойе организуем выставку, письма опубликуем. Закончил я стихами: «Двое в комнате - я и Ленин». В общем, проняло, поставили спектакль с музыкой диссидента А. Волконского - в те-то времена! Спектакль принимали на ура, все было чудно, если бы в то время не снимали фильм «Подсолнухи» и не приехал бы Марчелло Мастрояни, который со всей сье­ мочной группой пришел на спектакль. Он написал потрясающий отзыв: мол, и представить себе не мог, что в Сибири (почему-то Кали­ нин ему показался Сибирью) может быть европейский уровень. И тогда коммунисты испугались, поняли, что прошляпили что-то крайне вредное, буржуазное искусство, где музыка похожа на крик мартовских котов, недаром спекталь так понравился капиталисту. И все. На следующий день появилась жуткая статья, и меня уволили - «в никуда» . В тот же день подали заявление об уходе, сели в поезд и уехали из города пятнадцать молодых актеров этого театра , выпус­ кники Театрального училища им . Щукина» . • • • приходили актеры, уходили актеры, в среднем каждые три-четыре года в театре появлялся новый главный, и тогда надежды на лучшую участь вспыхивали с новой силой. Удачные постановки сменялись менее удачными, нельзя сказать, что организм театра был болен, но и цветущим не назовем. План по выездным и стационарным спектаклям, по заполняемости зала выполнялся, социалисти­ ческие обязательства принимались исправно, декады и смотры творческой молодежи ПРОВОДИЛИСЬ регулярно, начальство отмечало несомненные успехи в деле патриотического воспитания подрастающего поколения и вручало грамоты, комсомольская и партийная организации, как и положено, направляли, осуществляли, руководили, проводили работу ... В соответствии с указаниями начальников от идеологии, в ведомстве которого находился театр, режиссеры ставили, а актеры играли спектакли на нужную им тему. Почти как везде. Но можно ли назвать застоем жизнь театра, если каждый сезон появляется пять постановок, а это значит, пять раз какая-то часть труппы, забыв о распрях и обидах, о принадлежности к внутритеатральной группировке, обьединяется, чтобы сделать новое? Да, стави­ лись так называемые «датские» спектакли, то есть сделанные по заказу к дате - дню рождения вождя или годовщине революции. Кто ходил тогда в театр, помнит эти набившие оскомину, но идеологически выдержанные образы пионеров-комсомольцев-коммунистов, всех этих передовиков производства, слившиеся в сознании в один пафосно-монументальный героический образ. Другое дело, что создавали-то их зачастую люди творческие, а вела их искренняя вера. «Сколько я их переиграла, пионеров и комсомольцев, просто мальчишек и девчонок! - вспоминает Галина Лебедева, - это были мои гамлеты и мои офелии. Все шекспировские страсти пережили они вместе со мной ...» и дети любили свой театр. Открыв рот, смотрели они, как яблочко само по себе катится, а цветочек порхает в воздухе. А потом уже задавались вопросом: а как же все это делается? И опять приходили на «Аленький цветочек», чтобы опять, замирая, удивляться пре­ вращениям и чудесам. Главный режиссер Виктор Антонов всем спектаклям предпочитал детские, им уделял он особенное внимание. В этом смысле свое название - театр ЮНОГО зрителя - театр оправдывал, может быть, как никогда потом. Впрочем, хорошо делал он не только детские постановки: на «Сирано де Бержерак» очередь в театральную кассу занимали в четыре утра и, как во времена Виктюка, трудно было достать лишний билет. А еще появлялись крепко сбитые, хорошо сработанные постановки Эмиля Михайловича Херсонс­ кого. Несколько лет проработав очередным режиссером, он так и не дождался квартиры , так и не стал главным, оставив о себе хорощую память, уехал. А его спектакли шли еще много лет. Свою первую роль в Калининском ТЮЗе молодой актер Витя Дегтярев получил у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1