Театр для детей и молодежи

Херсонского в спектакле « Не все коту масленица» . И потом, и позже, только начни перебирать старые программки, вспомнишь: этот спектакль был хорош, и этот .. .добрую память оставил о себе «Пеппи ДлинныйчулоК» , главную роль в котором много лет лихо, азартно играла Галина Лебедева . Помнят зрители тех лет такие спектакли, как «Бонжур, месье Перро!», «Емелино счастье» , «Поговорим о стран­ ностях любви». Но самым острым, самым смелым и ярким спектаклем тех лет стала «Ночная повесть». Кто видел - подтвердит. В поста­ новке начинающего режиссера тема неофашизма впервые была заявлена так остро, прозвучала так современно. Время было такое, что появление артиста в роли Ленина - без традиционного грима и непременной картавости - воспринималось как отчаянное новаторство и чрезвычайная смелость. А о действительно смелых и потому обреченных на провал идеях режиссеров зрители так и не узнали . Уж как убеждали артисты молодого режиссера Автухову, что ничего у нее не выйдет с Булгаковым, что начальство «Полоумного Журдена» не пропустит. Но поработать очень хотелось, и спектакль поставили, и точно - не пропустили. Как водится, дело дошло до московской комиссии, которая, конечно, подтвердила мнение калининских начальников от культуры о том, что спектакль иде­ ологически не выдержан, а проще говоря, это - сплошная антисоветчина. Не увидели зрители запрещенного Булгакова, не смогли на­ сладиться игрой Генриха Казарьяна исполнителя главной роли. Даже сейчас, спустя столько лет, становится грустно. А сколько их, сде­ ланных, но несыгранных ролей в жизни каждого артиста! Спектакли слетали с репертура и сразу после распределения ролей, и в репети­ ционный период, и даже после сдачи. Какие бы ни были тому причины, в душах всех тех, кто делал эту работу, всегда оставались ощуще­ ние потери, сожаление о нерожденном, невоплощенном. тЮ 3 времен Херсонского и Антонова славился в городе своими капустниками. С их уходом традиция эта зачахла и воэро­ дилась только спустя несколько лет - с появлением в театре артистов Лёши Капустина и Саши Романова. В течение нескольких лет они были главными капустниками театра и города. Леша Капустин ушел из жизни, и этот веселый жанр тоже на время ушел из театра. Но не умер, и, как прежде, капустники собирают и примиряют артистов. Казалось бы, что такое капустник? Пустяк, шутка . Но когда нет его, понимаешь, что ничто другое так четко не указывает на творческую атмосферу и степень свободы ... Хлёстов и Богатырев. Имена этих людей, бывших когда-то в Калининском ТЮЗе главными режиссерами, выэывают на удивление про­ тиворечивые мнения артистов, их знавших. И тем не менее, если попытаться несколькими быстрыми штрихами набросать их портреты , получится что-то вроде этого: интеллигентный, мягкий , поклонник Эфроса, сторонник подробной и скрупулезной работы - Богатырев. Матерщинник и пьяница, режиссер-новатор, невероятно талантливый парень - Хлёстов. Они ушли из театра не по своей воле, причем Богатырев весь ужас «сжирания» познавал во второй раз. Первым его таким опытом стал Тульский ТЮЗ. Спустя некоторое время в Рязанском ТЮЗе увольняют главного режиссера, а затем и актеров, вставших на его защиту. Этим режиссером был Сергей Кузьмин, тот самый, что потом оказался в Калининском ТЮЗе и занял место Богатырева. Неужели именно детскому театру обязана своим рождением эта дикая традиция, на этой почве оформился вдруг ужасный эамкнутый круг? Нет-нет, не будем искать виновных в этом среди артистов. Хотя нередко делались эти безобраэия их руками : ходоки носили пись­ ма в обком , на общих собраниях выкрикивались обидные слова. Но главного кукловода скрывала темнота кулис, и человек этот был точно не артист. Тот, кто тасовал карты и жульничал, свои непристойные действия непременно сопровождал демагогическими призы­ вами к чистоте в высоком служении на ниве искусства, святом деле воспитания подрастающего поколения. Бесконечные (для непосвя­ щенных) совершенно неоправданные и непонятные передвижения ставших вдруг неугодными режиссеров всегда совершали припи­ санные к театру начальники. И что им искусство, а уж тем более какой-то театр для детей! Их игры не имеют никакого отношения к нашим, ну их. Сами по себе они не стоят нашего внимания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1