Тверь. Легенды и были

Осталась в истории горькая память, как с помощью силы татар­ ской Иван Калита опустошил Тверское княжество (а татары «сде­ лали пусту» ВСЮ землю Русскую) и увез к себе на Москву знамени­ тый колокол. Говорят, это был политический жест. Как знать? Политическим жестом будем считать резню и погром, учиненный Твери в 1327 году, а если через двенадцать лет приехали в сожженный и растоптанный город добирать остатки, в том числе и колокол, ТО это будет нечто иное. О художественной культуре и мастерстве тверских людей гово­ рит еще один памятник с необычной историей. На входе Троицкого собора в городе Александрове (бывшее гне­ здо опричников - Александровская слобода) красуются массивные дубовые двери с набитыми на них «медяными» пластинами. На одной из пластин сохранился тонко наведенный резцом сюжет из священ­ ного писания. ДО XIX века эти двери назывались «тверскими». Они И В самом деле тверские, но московский князь Василий 111 , уделявший внимание украшению Александровской слободы не мень­ ше, чем позднее его сын Иван Грозный, снял двери с тверского Спасо-Преображенского собора и, «ничтоже сумняшеся», увез в Слободу1. Соблазн, конечно, был велик. Только один из сохранившихся сюжетов говорит, сколь велико­ лепны были двери , какой замечательный мастер работал над их украшением. Сделал он это с размахом и внушительностью, не поте­ ряв мягкости и живости линий, умело сохранив естественность в положении фигур, что было весьма трудно при значительном раз­ мере пластин . Не приходится сомневаться, что работы такого художника были известны далеко за пределами Тверского княжества, потому при первой возможности двери очутились в Москве. Но имя творца опять, к сожалению, до нас не дошло. Летописцы часто упоминают, сколько возов (другой меры не могли подобрать) драгоценностей увозилось в Москву из покоренных городов. Потому так сложно ученым разобраться сейчас в сохранившихся ценностях и определить, какой школе или мастерам какого города принадлежит то или иное произведение искусства, хранящееся в Москве. Если взять только Тверь, то разгром ее в 1327 году, присое­ динение в 1485-м, погром Иваном Грозным , Смута - все смешало и перепутало, а еще больше уничтожило, когда «все сгоре и потребися и не остася ничтоже», и привело к тому, что были утрачены не только имена мастеров, но и целые школы. О тверской школе живо­ писи, например, заговорили совсем недавно. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1