Тверь. Легенды и были

Записанная позднее тверская легенда так рассказывает об этом событии. Когда опричное войско, направлявшееся карать новгородцев, достигло Твери и обложило весь город, царь Иван послал Малюту Скуратова к опальному митрополиту якобы для того, чтобы он дал благословение царю на поход. Филипп отказался, сказав, что благо­ словляет только добрых и на доброе . Малюта задушил его «возгла­ вием», то есть подушкой, а монахам сказал, что Филипп скончался от угара. После возвращения Малюты царь отдал опричникам на разграб­ ление дворы тверского епископа и духовенства, а также монастырь. Затем разгром распространился на всю Тверь. По рассказам участников похода ливонцев Таубе и Крузе опричники врывались в дома, забирали у хозяев самое ценное, а все остальное имущество сносили в кучи и сжигали. Для того, чтобы узнать, где спрятаны деньги и ценности, опричники «вешали женщин , мужчин и детей , сжигали их на огне, мучили КJ1ещами и иными способами» . Им было приказано также изрубить все двери и окна домов. Этот ужас продолжался пять дней. Многие уцелевшие от рас­ правы тверичи погибли в эту зиму от голода и болезней . Можно предположить, что Отроч монастырь и его слободка подверглись особо жесткому погрому. Большинство ее дворов запу­ стело . В 1584 году запустевшую слободку у монастыря отняли . Часть земли отдали привезенным из новоторжских дворцовых сел крестья­ нам, так называемым «веденцам». Рядом с ними поселили уцелев­ ших местных жителей , а также собранных из разных мест Твери каменщиков и кирпичников. Все они стали посадскими людьми. Большие потери понес монастырь во время польско-литовской интервенции . В 1608 году по указу царя Василия Шуйского монастыр­ ские ценности были перевезены в Москву. В дальнейшем, когда Москву взяли поляки, все они затерялись, а архимандрит Отроча монастыря Филофей «с Москвы сошел безвестно». Монастырь подвергался грабежам «литовскими людьми» в 1609 и 1618 годах и пришел в полное расстройство. По словам вновь наз­ наченного архимандрита Еуфимия «которые братья были старинные , и те побиты, а иные разбрелись безвестно » . В смутное время обез­ людели села и деревни уезда, монахам было не с кого получать оброк. С 20-х годов начинается возрождение монастыря. Архимандрит Еуфимий частично добился уплаты оброка посадскими людьми за земли своей бывшей слободки. Понемногу восстановилась жизнь в монастырских селах. Возобновились пожертвования на вечное поми- 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1