Тверь. Легенды и были

ТО НАРИСОВАЛ МАСТЕР ПРОКОПИЙ В Москве, в библиотеке им. В. и. Ленина, хранится одна из инте­ реснейших русских лицевых рукописей - тверской список Хроники Георгия Амартола. Византийская Хроника Георгия Амартола напи­ сана в Константинополе или в одном из его окрестных монастырей в середине 'Х века, а в ХI веке была переведена на церковно-славян­ ский язык и ЯВI]ялась в древней Руси главным источником истори­ ческих сведении. Греческие и южнославянские лицевые списки не сохранились, известен только тверской список. Переписывать и иллюстрировать рукопись в Твери стали в начале XIV века. Рукопись имеет 127 иллю­ страций, выполненных на пергаменте не менее чем пятью художни­ ками. Четыре работы из 127 принадлежат кисти мастера Прокопия, единственного тверского художника, чье имя дошло до нас из ран­ него средневековья . На одном из четырех рисунков Прокопий изоб­ разил великого князя Михаила Тверского и его мать аксинью - их имена написаны белой краской на синем фоне, - предстоящими перед Спасом, патроном города Твери?). Все три фигуры изображены в трехчастной рамке, позади которой видны башенные строения. Сравнивая изображение Михаила Ярославича на миниатюре с его летописным портретом, исследователи приходят к выводу, что Прокопий знал князя и сумел сохранить его реальные черты. Это подлинный портрет, сделанный современником 8 ). Резонно предположить, что «подлинный портрет» сделан на фоне реально существующих сооружений Твери. Однако при опреде­ лении места действия единого мнения не существует. Одни утверж­ дают, что «сцена моления представлена на фоне трехглавого собо­ ра»9), другие считают - «храм на миниатюре Хроники не воспроизво­ дит подлинного вида собора .. . Это отвлеченный образ, а не рисунок с натуры» 10) . Мы придерживаемся мнения, что великий князь Михаил Ярославич с матерью изображены на фоне реально существовав­ шего ансамбля кремлевских сооружений, и в первую очередь, - Кремлевской стены . Такого утверждения в литературе нам не встре­ чалось, поэтому попытаемся его обосновать. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1