Тверь. Легенды и были

Сейчас эти иконы утрачены . Сохранилось лишь литографичес­ кое изображение с одной ИЗ них, выполненное в 1864 го ду 1З). О дру­ гой осталось только упоминание да пометка, что собор Спаса на иконе был изображен пятикупольный с двумя куполами приделов 14 ) . Остается сожалеть, что при хранении в музее иконы не были изучены специалистами и даже не сфотографированы. Потому в научных трудах о Твери фигурирует только прорись кремля, сделан­ ная по рисунку С . Измайлова с иконы Михаила и Ксении. Понятно, что по литографическому изображению не всегда можно датировать икону и различные исследователи называют раз­ личные, далекие друг от друга даты - от XIV века до XVII включи­ тельн0 15 ) . Ошибки в изображении построек кремля одни относят за счет исполнителей литографии , другие просто обходят их молчанием . На наш взгляд, выявление ошибок и установление правильных архитек­ турных форм , например, крепостных башен, поможет при датировке иконы и , что не менее важно, даст правильное изображение укре­ плений тверского кремля. Нам довелось длительное время работать над реконструкцией города Твери . Собранные документы позволили сделать предполо­ жения о времени создания иконы и характере некоторых сооруже­ ний , изображенных на прориси . Прежде всего отметим, что икона Михаила и Ксении появилась в иконостасе собора только по описи писцовой книги 1685 года . По кни rе 1626 года икона в соборе не значится . 16 ). Икона местная , очен ь почитаемая и допустить ее пропуск в списке невозможно . Следова­ тельно, время появления иконы в соборе определяется промежут­ ком от 1626 года по 1685. К сожалению, нами пока не найдены доку­ менты, позволяющие сузить эти рамки . Пометки «старая ", « ветхая" , « образ старинной ", как это сде­ лано против некоторых икон собора, икона Михаила Благоверного и его матери Ксении в писцовой книге 1685 года не имеет . Даны только ее размеры и указано место в иконостасе. Как попала икона в собор , можно только предполагать. Скорее всего она поступила в собор из церкви Михаила Благоверного на Загородском посаде. Церковь была разобрана между 1626-1685 годами , а иконы , как тогда полагалось, распределены по другим церквам . Поскольку в городе храмов во имя Михаила Благоверного больше не было, а был только придел в собо­ ре , то икону, видимо , туда и передали. Теперь обратимся к рассмотрению самой прориси и начнем это с кремлевской стены . Н . Н. Воронин пишет: « На переднем плане представлена в очень симметричной композиции рубленая крепостная стена с пятью баш­ нями . Три из них - более высокие - проездные с фланкирующими 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1