Тверь. Легенды и были

одна из древнейших в нынешнем соборе икон - князя Михаила и его матери Ксении. На этой иконе, между названными ликами, написан Старый собор ... Сам собор изображен о семи главах». Вот и все «ука­ зания тверских историков». Н. Н. Овсянников не был специалистом в древней живописи , чтобы датировать икону, и не располагал документами XVII века о перестройках собора, и вообще, нам кажется, Н. Н. Овсянников в своем высказывании не претендовал на те выводы, какие сделал Н . Н. Воронин. Тверской собор бывал и однокупольным, и семикупольным, и пятикупольным. Летопись, писцовые и дозорные книги города, доне­ сения воевод Твери о пожарах в кремле и перестройках собора сви­ детельствуют: собор постройки 1285-90 годов был однокупольный С двумя приделами. В летописи сказано: «В лето 1353 поставлен бысть крест золочен на церкви святого Спаса ... та же потом на свя­ тем Дмитрии и на святем Введении», т. е. на приделах. (ПСРЛ, т. Х, стр. 227). Таким собор простоял 350 лет, ветшая от времени и стра­ дая от пожаров в городе. В 1634-35 годах верхняя часть собора, наиболее сильно постра­ давшая в пожар 1616 года, была разобрана и переложена. Собор стал пятикупольным с двумя куполами приделов. (Стб. Новгород­ ского стола за время воеводства Бедова А. С. 1633-1637 гг.). В писцовой книге 1685 года собор продолжает именоваться как строение Великого князя Михаила Ярославича, т. е. основной куб остается без изменений. Лишь собор постройки 1689-1696 годов есть совершенно новое строение о пяти куполах. Приделы были переведены во внутрь. Следовательно, «древнейшая икона», о которой говорит Н . Н . Овсянников , могла быть создана только после появления самого семикупольного собора в 1634-35 годах, а его выражение «старый собор» не противоречит истине. Кратко подведем итоги: 1. Изображение Тверского кремля на прориси с иконы Великого князя Михаила и его матери Ксении представляет собой развертку трех сторон кремля на одну плоскость. 2. Появление иконы в соборе в XVII веке без пометки «древняя» или «ветхая» дают возможность предположить, что она была соз­ дана не ранее второй половины XVI века. 3. Конструкция проездных башен на прориси представляет собою искаженное изображение башни типа «восьмерик на четвери­ ке» . Такой тип башни характерен для XVI-XVII веков, что может также служить подтверждением создания самой иконы в XVI веке. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1