Тверь. Легенды и были
одна из древнейших в нынешнем соборе икон - князя Михаила и его матери Ксении. На этой иконе, между названными ликами, написан Старый собор ... Сам собор изображен о семи главах». Вот и все «ука зания тверских историков». Н. Н. Овсянников не был специалистом в древней живописи , чтобы датировать икону, и не располагал документами XVII века о перестройках собора, и вообще, нам кажется, Н. Н. Овсянников в своем высказывании не претендовал на те выводы, какие сделал Н . Н. Воронин. Тверской собор бывал и однокупольным, и семикупольным, и пятикупольным. Летопись, писцовые и дозорные книги города, доне сения воевод Твери о пожарах в кремле и перестройках собора сви детельствуют: собор постройки 1285-90 годов был однокупольный С двумя приделами. В летописи сказано: «В лето 1353 поставлен бысть крест золочен на церкви святого Спаса ... та же потом на свя тем Дмитрии и на святем Введении», т. е. на приделах. (ПСРЛ, т. Х, стр. 227). Таким собор простоял 350 лет, ветшая от времени и стра дая от пожаров в городе. В 1634-35 годах верхняя часть собора, наиболее сильно постра давшая в пожар 1616 года, была разобрана и переложена. Собор стал пятикупольным с двумя куполами приделов. (Стб. Новгород ского стола за время воеводства Бедова А. С. 1633-1637 гг.). В писцовой книге 1685 года собор продолжает именоваться как строение Великого князя Михаила Ярославича, т. е. основной куб остается без изменений. Лишь собор постройки 1689-1696 годов есть совершенно новое строение о пяти куполах. Приделы были переведены во внутрь. Следовательно, «древнейшая икона», о которой говорит Н . Н . Овсянников , могла быть создана только после появления самого семикупольного собора в 1634-35 годах, а его выражение «старый собор» не противоречит истине. Кратко подведем итоги: 1. Изображение Тверского кремля на прориси с иконы Великого князя Михаила и его матери Ксении представляет собой развертку трех сторон кремля на одну плоскость. 2. Появление иконы в соборе в XVII веке без пометки «древняя» или «ветхая» дают возможность предположить, что она была соз дана не ранее второй половины XVI века. 3. Конструкция проездных башен на прориси представляет собою искаженное изображение башни типа «восьмерик на четвери ке» . Такой тип башни характерен для XVI-XVII веков, что может также служить подтверждением создания самой иконы в XVI веке. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1