Записки командира батареи

А. Д. Виноградов "Записки командира батареи" Как иrде я искал колонну бензовозов, долго описывать - тьmовики умеют затеряться. Но не зря же один мой друг говорил, что я везучий. Бензовозы нашёл и привёл к удивлённому, а ещё более обрадованному, Копнину. Через несколько дней я столкнулся с ним в кабинете генерала Полуэктова. Полковник дружески со мной поздоровался и сходу стал просить генерала отпустить меня к нему в бригаду: "У него же талант оперативника!" - хвалил он меня. Генерал отшутился: "Талантливые самому нужны!" Не всегда рыскания за бригадами и дивизиями бывали результативными, но поскольку остался жив, - благополучными. Уже хорошо. Не помню, куда и зачем ехал ночью где-то под Дрезденом. Немцы спешно отступали, наши неслись вперёд и порой случалось так же как в 41-м в России: немцы отступали одной дорогой, наши двигались где-то параллельно. Ночью ничего толком не разберёшь, я пристроился в хвост какой-то колонны и спокойно ехал: мне нужно было в этом направлении. Редкие русские выкрики показывали, что идёт одна из наших дивизий. Колонна свернула с приличной дороги на лесную, свернул и я - думал, что объеду разрушенный участок. В лесу все встали, зажглись маленькие костры; мигали фары, и при свете их я понял, что это и не наши, и не немцы. То была власовская колонна. Мы быстро развернулись и, слепя встречных фарами, кинулись из леса. К счастью, на мне бьm одет от пыли легкий гражданский плащ и те, кто поглядывал на машину, не могли видеть русских погон, а всякого сброду в их колонне хватало. Так мы унесли ноги, иначе лежать бы в том лесу "без вести пропавшими" . До сих пор храню акварель известного немецкого художника Клингера с изображением старого моста через Эльбу, неподалеку от которого с нами чуть не случилась беда. На другой день поехали в штаб 9-й ВДД. Ехали по хорошей лесной дороге, крытой асфальтом. Надо сказать, что у немцев нет плохих дорог. Вспомнил, как дней пять назад ехали усталые, с шофёром и автоматчиком, вот по такой же дороге. Дело бьmо уже под утро, клонило ко сну, но мельком заметил, что в кювет отброшено дорожное заграждение. Крикнул шофёру: "Тормози! " Как-то так, по наитию. Машина встала. Туман впереди странно обрывал дорогу. Прошёл десять шагов вперёд и очутился над пропастью открытой разработки каких-то ископаемых. Глубоко внизу едва виднелись рельсы узкоколейки. Туман со дна поднимался вверх и таял у моих ног. Приехал в штаб, рассказал, а мне поведали, что командир истребительного полка в это~ карьер рухнул и погиб. На этот раз мы ехали отдохнувшие, днём, искали штаб дивизии. Приближались к району расположения штаба, но почему-то на дороге не бьmо, как бывает в таких случаях, следов машин. На пьmи асфальта одиноко вился след легковой машины. А где же шли полки дивизии? В глубине леса прозвучал одинокий взрыв. Поехали тише, насторожились. Показалось, что кто-то метнулся из кювета в лес, но толком ничего не разобрали. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1