Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

IV вольно относимся и мы, издавая свой первый выпуск «Крестьянских по ­ строек Ярославско-Тверского края» только теперь, хотя начали система ­ тическую работу в 1921 году, ведя ее из года в год до настоящего времени. Лишь делая многократно доклады в Ленинграде, Москве, Ярославле, Ко ­ строме, Рыбинске, Бежецке, Твери, Мологе, Вологде и устраивая отчетные выставки работ Этнологической Экспедиции, мы знакомили интересующихся с собранными материалами. Одна из работ Л. И. Песселеп в 1922 году была набрана для напечатания в изданиях Агрономического Отдела Народ ­ ного Комиссариата Путей Сообщения, но, в связи с изменением программы журнала, статья осталась неопубликованной. Только в отчетах экспедиции за 1921 и 1922 годы 1 ) есть сведения о работе по постройкам, а в первом номере «Вестника Главного Выставочного Комитета» (1923) воспроизве ­ дены, как образцы русского искусства, Фотографии крестьянских построек Мологского уезда, исполненные нами. В настоящее время представилась возможность опубликовать часть материалов экспедиции по постройкам. Верхне-Волжская Этнологическая Экспедиция, начиная свои работы в 1921 году, не имела в виду заниматься исключительно или преимуще ­ ственно изучением крестьянских построек. Для нас постройки были лишь одним из вопросов, подлежащих исследованию в целях установления свое ­ образных особенностей Физической природы, быта, одежды, жилища, средств передвижения, народной техники и искусства, хозяйственных на ­ выков, обычаев, верований, нравов, семейной и общественной жизни, языка, песен, сказок и др. произведений народного творчества, — другими словами всей совокупности элементов, слагающих определенный бытовой и антропо ­ логический облик населения и позволяющих дать его этнологическую харак ­ теристику. Если мы к этому, как задачу, диктуемую моментом исследования, присоединили дело изучения тех изменений, какие происходят в народной жизни под влиянием войны и революции, то как новые бытовые явления современности, так и остатки недавнего прошлого и пережитки отдаленных времен, сохраняющиеся в материальном и духовном быте населения, изучались и воспринимались нами в свете исторического развития и куль ­ турных воздействий и взаимоотношений, которые обусловили совре ­ менный уклад жизни населения. Крестьянские постройки, так же как любой другой вопрос, не были для нас при изучении самоцелью, а должны были, по мере исследования, стать средством познания материальной и духовной культуры населения и для понимания Факторов, отрази ­ вшихся в народном творчестве и быте. Вместе с тем мы считали, что, *) Д. А. Золотарев. Работа Этнологической Экспедиции в Тверской и Рыбинской губ. Изв. Акад. Ист. Мат. Культ. Ш, 1923.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1