Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

98 Е. Э. БЛОМКВИСТ б) на крепкий еще старый дом сделаны новые «мойные» наличники; понятно, что во втором случае мы видим наличники типа 1 900-х г. , т. е. с пиленой под ­ веской сверху, потому что к нашему времени почти все старые дома по- обветшали, и теперь затрата на устройство новых наличников на них была бы нецелесообразна. Создание узоров. Узоры для всей этой резьбы, как это удалось про ­ следить для Покровско-Ситской вол., отнюдь не являются результатом коллективного творчества, а тут, как и всегда в творчестве культуры, огромное значение имеют отдельные личности. Хотя значительная часть сицкарей является плотниками, тем не менее творцами узоров являются немногие из них, и их Фантазия служит образцом для всего района. По единогласному мнению многих, лучшим мастером по части узоров является плотник деревни Рысье, Федор Тимофеевич Кудрявцев. Кудрявцев — плот ­ ник 38 лет, учился в сельской школе, вследствие слабого здоровья осво ­ божден от военной службы, никогда не бывал в городах. С помощью только циркуля, линейки и карандаша вычерчивает он все свои «рисуночки», за которыми обращаются к нему со всей округи. Раз сочиненный узор им не оставляется, а видоизменяется, совершенствуясь и усложняясь, так что у него за 15 лет, с 1907 г., накопилось до 300 (а, может быть, и больше) образцов; почти все из них удалось получить или скопировать. Это 1) его «Книжка для резьбы узоров по постройке домов плотниц ­ кой части», которую он ведет с 1907 г. Важно то, что о существовании этой книжки знают все ситские плотники, и за «рисуночками» постоянно обращаются к нему и плотники, и хозяева, предпринявшие стройку, что, между прочим, очень льстит ему, и он охотно дает книжку; 2) шаблоны — трафареты, из бумаги или картона; 3) деревянные образцы в натуральную величину подзоринок, ушков и т. и. При рассмотрении узоров, постепенно создававшихся Кудрявцевым, видно, как он создавал свой стиль, свою манеру, которую теперь можно узнать во многих деревнях Ситчины на новых домах пред-военной стройки. В сущ ­ ности, очень сложный на первый взгляд орнамент легко разбивается на ряд несложных элементов, излюбленных и применяющихся во всевозможных комбинациях: 1) S -образный завиток, простой и усложненный (рис. 51 — 53); 2) S -образные завитки, сходящиеся попарно, оба конца их стилизуются в византийскую лилию (рис. 54 — 56); 3) получающаяся из них Фигура сердца или червонного туза; 4) характерная стилизация концов завитков в виде византийского бутона и всевозможных концов в в де листочков и бутонов; 5) свободные свешивающиеся концы, обработанные в виде тяжелых кистей, копий и т.п.; 6) круг с вписанной Фигурой из пересекающихся дуг; 7) спираль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1