Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

100 Е. Э. БЛОМКВИСТ ные завитки (рис. 57); 8) позднее первоначально простой византийский бутон вырастает в большой цветок, появляются прорези, как будто новая Форма: с одной прорезью и с тремя прорезями. Ф. Т. Кудрявцев вводит в орнамент и много элементов из животного царства : 1) концы стилизуются в виде птичьих и змеиных головок; 2) двуглавые птицы, в частности орлы, различной степени сложности *); 3) Фантастические животные, большею частью имеющие вид птиц с хохолком или драконов, так паз. «змейки на ножках». Из них инте ­ ресен мотив обернувшей назад голову птицы, которую хватает за хвост (рис. 58) или спину маленькая птичка. Близкий к этому мотив мы имеем в древне-русском искусстве (см. Симаков, Русский орнамент); 4) Реалисти- Рис. 61. ческие животные и птицы — кошка, петух (рис. 59), «конь Петра Великого» (рис. 61). Последняя Фигура взята плотником с попавшейся ему открытки с памятником Петру Великому на Сенатской площади. Интересна стилизация этих животных в обычном для Ф. Т. Кудрявцева духе — петух, конь (рис. 59 — 60). Происхождение узоров. Откуда брались все эти мотивы? «Так, из своей головы», отвечал мне на соответствующий вопрос Федор Тимофеевич. «Ри ­ сунки берем с своей головы», отвечают и другие плотники. Иного ответа 1) Очень излюбленный мотив в округе, так, наир , в соседней Рожаловской вол дер. Стяжки почти все дома с двуглавыми орлами на окнах, крыльцах и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1