Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

102 Е. Э. БЛОМКВИСТ Выпиловка производится в отдельном сарае (через дорогу, против дома), где в потолке укреплен «оцеп» — гибкий прочный шест; к концу его привязана на веревке пилка, к нижнему концу которой прикреплена петля для ноги. Под пилкой стоит длинный стол, за ним сидит мастер, на краю лежит выпиливаемая доска с нарисованным узором, и мастер, вставив пилку в проверченное перкой отверстие, приводит ногой в равномерное вертикаль ­ ное движение пилку,'руками передвигая доску. Рис. 62. Другими ситскими плотниками выпиливание производится так же и по таким же шаблонам, которых хра ­ нится не мало у лучших мастеров. Обычно в каждой маленькой артели (3 — 4 чел.), уходящей работать на сторону, один из членов ее занимается преимущественно «резьбой», в то время как другие члены делают остальную работу. Мастерству учатся сызмала, помогая отцу в работах не ­ подалеку от дома. При дальнем отходе мальчиков с собой не берут. Таково отношение к резьбе на Сити. Не то в Пришекснинском районе. Там все это было, но теперь все эти шаблоны заброшены, растеряны, и на мою просьбу разыскать старые рисун ­ ки, один плотник, после долгих поисков, принес из подвала разорванные и за ­ топтанные обрывки шаблонов, ока ­ завшихся почти тожественными с наи­ более распространенными ситскими узорами. Теперь же, в последние годы, резьбы совершенно не делают, она признана непрактичной, так как быстро гниет илегко ломается; только «серые сицкари» еще делают ее, современ ­ ное же захарьинское окно имеет вид близкий к рис. 62, это как бы реакция против спутанных Форм 1910-х годов. Этим заканчивается история на ­ личника в этих краях. Повидимому, и на Сити участь наличников такова; на эту мысль наводят последние по времени наличники Фед. Тим. Кудряв ­ цева; здесь мы видим те же шашечки и сухарики, что и у захарьинцев. Эволюция орнаментации. Если брать только материал Мологского уезда, то получается как бы разрыв между старинной резьбой на массивных те-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1