Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

ПОСТРОЙКИ МОЛОГСКОГО УЕЗДА 103 совых досках и новым ажурным выпиливанием на тонких досках. Но если привлечь материал соседних районов — Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губ., то можно видеть, как в старых резных репьях по ­ является сквозная прорезь, сначала появляются смешанные Формы (рис. 63) и, наконец, чисто сквозные. В этом отношении интересны старинные про ­ резные наличники, где ясно видна именно прорезь, а не пропилка. Таким образом, появляется сквозная прорезь, достигает наиболее пышного раз ­ вития, доходит до практически неудобных Форм и, наконец, исчезает, сме ­ няясь новыми очень простыми Формами. Массивный резной наличник, снабженный ставнями, имеет определенное назначение: лобан, состоящий из толстой доски и защищающего ее сверху карниза, чисто конструктивная Рис. 63. Форма; затем все больше и больше приобретает значение резьба, как деко ­ ративный элемент; наконец, она превращается в чистый орнамент, не имеющий никакого практического значения, который вытесняется налич ­ ником современного типа, являющимся опять чисто конструктивным. Невольно напрашивается на мысль, не является ли тяжелый, вычурный и неприятный для глаза ситской наличник, сложившийся к началу войны (рис. 50), чисто барбчной, упадочной Формой? И не повторяется ли здесь, в очень ограни ­ ченном районе, за небольшой промежуток времени, на примитивном мате ­ риале, общий закон развития стилей, который можно наблюдать несколько раз на протяжении истории западно-европейского искусства: от конструк ­ тивного стиля через декоративный в чистый орнамент, снова вытесняю ­ щийся конструктивным, (ср., напр., стили: романский, ранняя готика, пламе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1