Верхне-Волжская этнологическая экспедиция
ПОСТРОЙКИ МОЛОГСКОГО УЕЗДА 103 совых досках и новым ажурным выпиливанием на тонких досках. Но если привлечь материал соседних районов — Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губ., то можно видеть, как в старых резных репьях по является сквозная прорезь, сначала появляются смешанные Формы (рис. 63) и, наконец, чисто сквозные. В этом отношении интересны старинные про резные наличники, где ясно видна именно прорезь, а не пропилка. Таким образом, появляется сквозная прорезь, достигает наиболее пышного раз вития, доходит до практически неудобных Форм и, наконец, исчезает, сме няясь новыми очень простыми Формами. Массивный резной наличник, снабженный ставнями, имеет определенное назначение: лобан, состоящий из толстой доски и защищающего ее сверху карниза, чисто конструктивная Рис. 63. Форма; затем все больше и больше приобретает значение резьба, как деко ративный элемент; наконец, она превращается в чистый орнамент, не имеющий никакого практического значения, который вытесняется налич ником современного типа, являющимся опять чисто конструктивным. Невольно напрашивается на мысль, не является ли тяжелый, вычурный и неприятный для глаза ситской наличник, сложившийся к началу войны (рис. 50), чисто барбчной, упадочной Формой? И не повторяется ли здесь, в очень ограни ченном районе, за небольшой промежуток времени, на примитивном мате риале, общий закон развития стилей, который можно наблюдать несколько раз на протяжении истории западно-европейского искусства: от конструк тивного стиля через декоративный в чистый орнамент, снова вытесняю щийся конструктивным, (ср., напр., стили: романский, ранняя готика, пламе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1