Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

104 Е. Э. БЛОМКВИСТ неющая готика и ранний ренессанс). Анализ всего материала, который было невозможно представить здесь в рисунках, очень укрепляет в этом пред ­ положении. Сами плотники и местное население объясняют причины смены резьбы выпиловкой несколькими причинами: 1) дороговизной теса — на резьбу идет много леса, толстые доски, а на пиленые украшения — тонкие дощечки, часто получающиеся при обделке балок, выделке дверей и т. д. («Прежде лес-то был дешевой, да и близкой, ноне лесу-то нет»); 2) трудностью работы стамеской по сравнению с выпиловкой («Старой не режем, она роботна, а красы мало»); 3) модой — выпиловка считается красивее, на резьбу же «тесу много идет, а красы мало», «окна нонешней моды, нынче деланы»; все же многие, главным образом старики, отдают должное старой моде. Старик о «старинныих наличниках» говорит: «старинные вот красо- висты, у брата моего вот резнисты». Вообще надо отметить, что и здесь, как во многом другом, ярко сказы ­ вается разница вкусов старшего и среднего (30 — 40 лет) поколений; и в то время, как старики с любовью и бережно относятся к «налишникам старин ­ ного завету», среднее поколение с этим считается мало, являясь распро ­ странителем новой пиленой резьбы; старики же выпиливать эти кружева совершенно не умеют и исполняют другую, зачастую гораздо более тяжелую Физически, плотничью работу. Не надо забывать, что аналогичное измене ­ ние за последние 50 лет претерпевают и другие отрасли крестьянского искусства, напр., шитье, где старинная по счету ниток вышивка, с тра ­ диционным орнаментом, сменяется тамбуром, сначала тоже с традицион ­ ным орнаментом, потом уже с вольными мотивами, а к нашему времени и тамбур окончательно сменяется вышивкой крестиком по капве. Раскраска. Прежде совершенно не красили резьбы; раскраска появи ­ лась лет 25 назад, просуществовала до революции и прекратилась с исчез ­ новением городских товаров с рынка (свободной торговли); следовательно, период раскраски приблизительно равен 20 годам (1895 — 1916). Рас ­ крашивают масляной краской, главным образом для предохранения от гниения, соблюдая при этом и эстетический принцип ; процент раскрашенной резьбы очень невелик. Существует несколько манер крашения: 1) Освежают масляной краской старую резьбу, репья одний краской, фон — другой, красят и ставни, и испод ; большей частью получается очень уютный и изящный вид. Чаще встречаются такие сочетания: зеленый и белый, зеленый и коричневый, желтый и коричневый и близкие к этому; более яркие цвета редки. Довольно старый домик выглядит, таким образом свежо и нарядно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1