Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

ПОСТРОЙКИ МОЛОГСКОГО УЕЗДА 105 Иногда репей раскрашивают двумя красками по секторам, вводя третью для тона. 2) Красят пиленые украшения масляной краской или одноцветно (чаще белый цвет, главным образом там, где ясно городское влияние), или в не ­ сколько ярких тонов: синий, красный, зеленый, коричневый, причем красят часть узора (иногда даже часть завитка или другой Фигуры) одним цветом, часть другим. Получается большею частью что-то кричащее, пестрое и безвкусное. Преобладает синий цвет. Насколько удалось установить, этого рода раскраску применяют, главным образом, крестьяне, жившие долго на стороне, «сколотившие там деньгу» и применяющие дома все доступные им приемы для украшения своего пятистенка (как пример, дом в с. Бранихе, хозяин которого долго жил в Ленинграде в швейцарах). 3) При накладной неокрашенной выпиловке фон закрашивается крас ­ ной клеевой краской, так что светло-серый от времени узор четко и красиво выделяется на красном Фоне. Этот способ встречается реже двух первых и применяется на досках, прикрывающих торцы сруба и еще реже на наличниках. Росписи без резьбы не пришлось встретить в Мологском уезде ни Разу. Заключение. На основании всего вышеизложенного, ясно, что в каждом районе постройки в отношении 1) общего плана усадьбы, 2) техники, 3) орна ­ ментации, 4) внутреннего устройства жилья изменяются в определенной последовательности; один определенный тип сменяется другим определенным типом, может быть, занесенным из другого района или из города, а может быть, возникшим и самостоятельно, под влиянием изменения быта и вкусов. Конечно, в одном районе изменения, вследствие тех или иных причин, происходят медленнее, чем в другом, но пути изменения одинаковы. Суммируя все вышесказанное, эти изменения в крестьянском жилище Мологского уезда Ярославской губ. за последние 70 лет таковы: 1) Черные избы сменились белыми. 2) Стройка на две более или менее равные избы, зимнюю и летнюю, с крыльцом на улицу, сменилась большим пятистенком и небольшой зимовкой; в связи с этим изменилось положение сеней и крыльца. 3) Тип соединения двора с избой в одну линию под одну крышу вы ­ тесняет остальные. 4) Исчезли или исчезают взъезды, в связи с чем меняется конструк ­ ция двора. 5) Украшения крестьянских изб претерпевают довольно сложную эволюцию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1