Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

1 ПОСТРОЙКИ КРАСНОХОЛМСКОГО РАЙОНА. 47 няющиеся в «дом», чаще всего имеют одну общую крышу. Так как изба с сенями часто выше, чем конюшня и двор, то над последними, чтобы их выровнять, в высоте, устраивается «вырубка», т. е. надстраивается не ­ сколько лишних рядов. Но встречаются дома, где такой «вырубки» нет, и над обеими частями дома крыши разные, но сомкнутые между собой. Форма крыши, где она над избой выше, чем над остальной частью дома, называется «ендовой». По высоте и степени покатости, крыши различны, но в общем можно сказать, что на хозяйственных постройках они более отлоги, чем на жилых. Высота крыши в среднем, пожалуй, только немногим менее высоты стен построек, которые она покрывает. Собственно чердаки («наиотолок») находятся только над избой и конюшней, т. е. над помещен ниями с потолком. Для сообщения с чердаком над конюшней («накошопіня») служат «переходни», «сходни», доски, положенные на переводы над двором, на которые лесенка ведет с сеней или с моста. Обозначают их также словом «концы», так как на концах этих досок, которые обычно можно достать рукою с моста, ставят разные вещи, например, кадушки, горшки, куделю, лен и пр. В заднем Фронтоне двухскатной крыши над конюшней устраивается нередко дверь, собственно ни с чем не сообщающаяся, так как она находится высоко над землей и служит только для освещения «наконюшни», на кото ­ рой нередко производятся работы в роде «подсевания» или «опихания» в ступе «пестами», размола крупы на ручных деревянных жерновах и т. п. Вероятно, она является остатком когда-то существовавшего «въезда». Чер ­ дак, кроме того, служит для хранения разной рухляди, веников, просушки табаку ит. п. Обряды. Выше я упоминал о некоторых обрядах и поверьях, связанных с постройками. Они, несомненно, забываются, выходят из употребления, те ­ ряют свой смысл. Но некоторые из них еще до сих пор сохранились, и здесь будет нелишним упомянуть те из них, которые имеют то или другое отно ­ шение к нашей теме. Прежде всего, при выборе места для дома, не реко ­ мендуется его ставить на дороге, так как иначе хозяин умрет. Переселение в новый дом следует делать ночью; вещи можно перенести и раньше, но самим хозяевам со скотом нужно переходить непременно «до свету»; при этом в новый дом первой впускают кошку. Любопытно при переселении на новое место приглашение дворового и домового. Хозяин становится перед воротами двора, кланяется три раза в разные стороны, поворачиваясь через левое плечо и зовет: «Батюшка домовой и матушка домовая, батюшка дворовой, матушка дворовая, со всем семейством, пойдемте к нам па новое жилище, с нам жить». Затем берет в горсть навозу, обирая его вокруг копыт скота, и выгоняет его. Взять навозу со двора значит увести за собой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1