Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

t 48 M. JI. АРТАМОНОВ всю скотину; поэтому при продаже скота следят, чтобы покупатель не взял еі ’ о. Представление о домовом и дворовом еще живет в широких массах, и представляются они как бы двойниками хозяина. Они показываются иногда, но не к хорошему, и при этом лицом похожи на хозяина. И по ха ­ рактеру и по склонностям, они такие же, как и хозяин — если тот небрежно относится к скотине, то и дворовой начинает пошаливать; но относиться к ним, во всяком случае, нужно уважительно, иначе они могут и уйти. В таком важном обряде, как благословение к венцу, дружка становится под полатями и просит: «Батюшка домовой, матушка домовая», называет их по имени хозяина и хозяйки, «станьте на лыже, подвиньтесь поближе, благословите сына и дочку ее в путь-дорогу. На ей будет божья милость. Она не просит ни злата, ни серебра, а просит великого благословленья. Если от вас будет великое благословленье, над ней будет божья милость». Спустя некоторое время после переселения устраивается новоселье. Готовят угощенье, приглашают родных и знакомых. Гости на новоселье приходят с подарками — приносят кто что может,- — вещами, продуктами, живностью. На пиру при этом хозяина и хозяйку «шувыхают» (качают), приговаривая: «живи весело». Когда приходит кто-нибудь в новый дом в первый раз, то приносит с собой полено, чтобы теплее жилось. Под матицу, в великий чет ­ верг, втыкают веточку «вересу» — «его нечистый боится». За вересом ходят в лес рано поутру, до солнышка. «Кто раньше сходит, тот раньше всех с поля уберется». К порогу приколачивают старую подкову, для предохра ­ нения от заразы, чтобы она в дом не вошла. Следует еще упомянуть, что над «куречьим наседал ом», который обычно устраивается в одном из углов двора, вешается на веревочке камень с дырочкой, или горлышко от разби ­ того рукомойника, иногда мешечек с «голышами» (галькой). По предста ­ влениям одних, это «куречий бог» — куры ему молятся, по рассказам других, предохраняет от зверя — «горностая» (хорька). При пожаре об ­ ходят дом с иконой, чтобы не перекинуло на соседние постройки. Винов ­ ника пожара прогоняют в поле, так как верят, что, где он будет, туда и ветер будет дуть. Хозяйственные постройки, находящиеся вне связи с жильем, служат для разных надобностей, и о размещении их в усадьбе речь была выше. По расстоянию ближе всего к дому находится погреб. Это невысокий сруб, часть которого занимает яма со стенками, укрепленными тоже срубом, глу ­ биною в 1 — Р/ 2 сажени. Иногда он имеет потолок, иногда только одну двухскатную крышу, в редких случаях покрытую поверх дерном. Дверь в погреб всеі ’ да устраивается с теневой стороны. Яма набивается снегом; но сохраняется он там в редких случаях дольше середины лета. Хранят

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1