Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

ПОСТРОЙКИ МОЛОГСКОГО УЕЗДА 61 Обычно сицкари уходят из дома на плотничьи работы с «Успленьева дня» (15 августа) до половины января, затем возвращаются домой, и снова уходят с 4-й недели Великого поста, до «косы», т. е. до Петрова дня. Уходят, главным образом, в Тверскую губ., — Краснохолмский, Бежецкий уезды, в Мышкинский и Ярославский уезды Ярославской губ., рассеиваясь по округу радиусом верст на 60 во все стороны от Ситчины. Ходят неболь ­ шими артелями, 2 — 6 человек, без подрядчика, выбирая лишь старшего из своей среды, зарабатывая приблизительно 20 — 30 Фунтов хлеба в день на человека на хозяйских харчах. В первую половину зимы уходят на постройку домов (с топором, пилой и другими инструментами), во вторую половину — только с пилой на пилку бревен, на резку теса. «Великим постом продольной пилой хлеб зараба- тывацца», говорят сами плотники. Нередко бывает и так, что крестьяне соседних уездов сами приезжают в Покровско-Ситскую волость, договариваются с плотниками, сколько пудов хлеба возьмут они за работу и везут их (чаще всего двоих) к себе. По окончании работы, доставляют обратно и самих плотников и заработанный ими хлеб. Таких заказчиков, приезжающих, напр., из Краснохолмского уезда на подводах подряжать плотников, приходилось встречать сотрудникам нашей экспедиции около с. Покровского в августе 1922 г. Многие хозяева приглашают сицкарей только «для наряда», т. е. внутренней и наружней отделки дома, собирают же «дом под крышу» (см. главу о постройке дома) своими силами. Иные причины заставили обратиться к пло тничеству крестьян Грязли- вецкой волости, на севере уезда. Там условия были таковы: среди болот и заболоченных, трудно проходимых лесов («мхов», как попросту зовут их крестьяне) небольшим островком расположилась Захарьинская община го ­ сударственных крестьян с очень небольшими земельными наделами. Издавна уже, вследствие малого количества годной для обработки земли, население искало себе подсобных промыслов, но нашло здесь иной выход, чем сиц ­ кари; оно занялось ковкою железа (гвозди, сошники, лемеха, косы, серпы и пр.), войдя в один большой кузнечный район с соседней Уломой (Чере ­ повецкого у.); обилие лесов способствовало развитию связанного с куз- зывают пуповину на топоре — чтобы был мастером, если это девочка — на гребне от прялки (Ф. К. Волков, Украинский народ, 618). Сходные обычаи указываются в литературе для некоторых мест Великороссии и Украины. Точно так же на островах Самоа отрезывание пуповины у новорожденного мальчика производится на военной палице, чтобы сделать его храбрым, а у девочки, чтобы она сделалась прилежной работницей, па доске, служащей для выколачивания тапы (Ф. Ратцель, Народоведение, 1902,1,263).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1