Верхне-Волжская этнологическая экспедиция

«4 Е. Э. БЛОМКВИСТ Таким образом, все распаханное и густо заселенное Поситье, тяго ­ теющее к «тихой Мологе», меньше затронуто городом, чем болотистый и лесистый пошехонский район, т. е. прилегающий к р. «Шохне», что и вы ­ зывает разницу в быте обитателей этих двух районов. Некоторые черты различия видны будут из дальнейшего. Интересно отношение к плотникам в Пошехонском уезде, где рабо ­ тают захарьинцы: «при постройке нового дома хозяева стараются но воз ­ можности задобрить плотников. Плотники, по мнению народа, знаются с не ­ чистой силой и легко могут напакостить хозяевам. Рассказов о подобных проделках плотников существует довольно много» ’ ). II. Постройка дома. Возведение сруба. На стройку жилых помещений исстари идет ель, на стройку же «холостых» зданий, т. е. амбаров и житниц, — ель и осина. Сначала бревна, предназначенные для избы, собираются на месте вырубки в сруб, без прокладывания мхом, причем, когда срубят рядов 6 — 7, один ряд снимают и «заводят» на нем новый сруб, так как на старом рубить неловко — высоко, так что новый дом бывает сначала в 3 — 4 срубах. Рубят «по-просту», «с круглым углом» и «в крюк — стенка оттесана, со щеколдой внутри, угол прямой» (о рубке см. выше, стр. 6, рис. 1). Затем бревна перемечиваются, т. е. вырубаются зарубки, I, II, III и т. д. на каждом венце сруба, причем каждая сторона сруба помечается различно. Далее сруб разбирается — происходит «развалка» — и перевозится к месту постройки. В некоторых местах сохранилась примета, что нельзя строить двор там, где раньше рос хмель, иначе не будет вестись скотина. Первоначально вырывается яма — подполье, с широкими и высокими ( 3 Д х 3 Д арш.) земляными ступенями, по краям имеющими назначение полок ; в нее у зажиточных насыпается щебень на арш. Сплошного Фундамента не строится, но под углы дома и под середину бревен первого венца врываются в землю большие камнй или кирпичные столбы (редко), или, чаще всего, так наз. «стулья», т. е. обрубки толстых бревен, аршина на полтора. Чтобы предохранить от гниения, их обжигают или засмаливают. Для зимней избы стулья врываются вровень с землей, причем «первый» венец лежит плотно на земле. Для летней избы с тулья врываются так, что выдаются над землей 1) А. Балов, Народные верования в Пошехонском уезде Яросл. г. Рукопись 1891 г, Архив Русского Геогр. Общ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1